Комплекс маркетинга (marketing-mix) является основой современной системы маркетинга. По определению Ф. Котлера, он представляет собой набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. За все время эволюции концепций маркетинга рассматриваемое понятие претерпело различные метаморфозы. Так, в эпоху зарождения традиционной маркетинговой парадигмы было предложено рассматривать четыре элемента marketing-mix (4P). С течением времени, однако, к харизматическим "продукту, цене, распределению и продвижению" добавлялись другие элементы, отражавшие реалии меняющегося рынка. В настоящей статье рассматривается т. н. комплекс интернет-маркетинга, по семантике и в связи со спецификой виртуального рыночного пространства близкого к комплексу маркетинга услуг (7P), а также более детально описывается специфичный именно для Интернета т. н. "комплекс эффективного бизнес-сайта" (6C).
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
Таганов Дмитрий
Менеджер по исследованиям в компании A/R/M/I-Marketing, постоянный внештатный эксперт в консультационном центре "ИРБИС".
Москва
Окончил
Государственный университет
управления им.
Серго Орджоникидзе
(специальность "маркетинг").
С апреля по сентябрь 2000 г. —
аналитик и менеджер по
работе с корпоративными
клиентами в ООО ExactDATA
Co (EDC). С сентября 2000 г.
работал в агентстве
"СканМаркет".
В настоящее время является
аспирантом кафедры
маркетинга в
Государственном университете управления, пишет
диссертацию на тему
"Формирование конкурентных
преимуществ в условиях
интернет-рынка".