Эволюция маркетинговой мысли в СССР в период 1961–1991 гг.: от марксизма к маркетингу
Фокс К., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И.

Аннотация

Официальная советская идеология отвергала большинство аспектов маркетинга, но, тем не менее, в Советском Союзе существовали специалисты в этой области. В основном это были работники министерств, научно-исследовательских институтов и государственных внешнеторговых предприятий. Статья посвящена истории развития маркетинговой мысли в СССР в период с 1961 по 1991 гг., когда руководство страны стремилось увеличить экспорт советских товаров, повысить производительность труда и уровень жизни граждан. В статье рассказывается о создании секции маркетинга при Торгово-промышленной палате в 1976 г. и впервые освещается вклад восьми советских ученых в распространение маркетинговых знаний на раннем этапе развития маркетинга. С распадом Советского Союза и началом перестройки некоторые из них продолжили преподавание теории маркетинга и публикацию учебных пособий в этой области. В статье также рассказывается о подготовке первого советского издания учебника Ф. Котлера Marketing Management ("Управление маркетингом"), который вышел в 1980 г.

Содержание

Предыстория и контекст существования советского маркетинга;

Возникновение, развитие и распространение

маркетинговой мысли в СССР;

Реформы Косыгина и развитие научно-исследовательских институтов;

Советские основоположники маркетинга;

От начала перестройки до 1991 г. и далее:

господство маркетинга;

Дальнейшая судьба советских первооткрывателей

маркетинга;

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2005 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 18.
Кол-во знаков: около 56,166.

1. Applebaum A. Gulag: A History. New York: Doubleday, 2003.

2. Bartels R. The History of Marketing Thought, 2nd edition. Columbus, OH: Grid, 1976.

3. Bloed Arie (ed.) The Conference on Security and Co-operation in Europe: Analysis and Basic Documents, 1972–1993. Dordecht, Netherlands: Kluwer, 1993.

4. Bonnell V. E. and Breslauer G. Soviet and Post-Soviet Area Studies, The Politics of Knowledge: Area Studies and the Disciplines. Berkeley, CA: University of California International and Area Studies Digital Collection, 2003.

5. Dixon D. F. Varangian-Rus Warrior-Merchants and the Origin of the Russian State // Journal of Macromarketing, 1998, 18(1), Spring, рр. 50–61.

6. Felker J. L. Soviet Economic Controversies: The Emerging Marketing Concept and Changes in Planning, 1960–1965. Cambridge, MA: The M.I.T. Press, 1966.

7. Fox K. F. A., Saginova, O. V. and Skorobo-gatykh I. I. ‘Kotler’s Marketing Management in the Soviet Union’, working paper, 2004.

8. Goldman M. Soviet Marketing: Distribution in a Controlled Economy. New York, NY: The Free Press of Glencoe, 1963.

9. Greer T. Marketing in the Soviet Union. New York, NY: Praeger, 1973.

10. Randall A. ‘Revolutionary Bolshevik Work: Stakhanovism in Retail Trade’ // The Russian Review, 2000, 59 (July), рр. 425–441.

11. Reid S. E. ‘Cold War in the Kitchen: Gender and the De-Stalinization of Consumer Taste in the Soviet Union Under Khrushchev’ // Slavic Review, 2002, 61 (2, Summer), pp. 211–252.

12. Skurski R. Soviet Marketing and Economic Development. London: Macmillan, 1983.

13. Воротников В. Беседа в январе 2004 г.

14. Всероссийская академия внешней торговли. Материалы научно-практической конференции «25 лет маркетинга в России». — М.: Всероссийская академия внешней торговли (фотокопия), 2001.

15. Данко Т., Сагинова О. В., Скоробога-тых И. И., Фокс К. Ф. А. Становление маркетинга в России: анализ тем и направлений научных исследований // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2001. — №2(32). — С. 6–14.

16. Завьялов П., Демидов В., Карпова Н., Кретов И., Максимов А. Маркетинг и внешнеэкономическая деятельность предприятия: рекомендации сотрудникам внешнеторговых ассоциаций. 2-е издание. М.: Внешторгиздат, 1989.

17. Коммунистическая партия Советского Союза. Материалы XXII съезда КПСС. M.: Госполитиздат, 1961.

18. Коммунистическая партия Советского Союза. Постановления съезда, конференций, пленумов, т. 2. M.: Госполитиздат, 1970.

19. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб: Питер, 1998 [перевод Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning, Implementation, and Control, 9th edition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1997].

20. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. [Перевод Kotler P. Marketing Essentials. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1984.]

21. Котлер Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1980 [сокращенный перевод: Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning, and Control, 3rd edition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1976. Редакция и предисловие Г. Абра-мишвили].

22. Павлов В. Поражение: почему захлебнулась косыгинская реформа? // Родина. — 1995. — №11.

23. Руделиус В., Керин Р., Хартли С. и 11 российских соавторов. Маркетинг. М.: ДеНово, 2001.

24. Секция маркетинга. Маркетинг: теория, методология, практика. М.: Торгово-промышленная палата СССР, 1977–1990.

25. Смеляков Н. Деловая Америка: записки инженера. М.: Издательство политической литературы, 1967.

26. Соловьев Б. Беседы в декабре 2003 г., январе, июне и сентябре 2004 г.

27. Фокс К. Ф. А., Сагинова О. В., Ско-робогатых И. И. Становление маркетинга в России: кто преподает маркетинг в российских вузах // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2001. — №5(35). С. 4–10.

28. Фокс К. Ф. А., Сагинова О. В., Ско-робогатых И. И. Становление маркетинга в России: анализ тематики и направлений учебной литературы по маркетингу // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2001. — №3(33). — С. 6–14.

Скоробогатых Ирина Ивановна

Скоробогатых Ирина Ивановна
д. э. н.
профессор

Заведующая кафедрой маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Научные интересы: маркетинговые исследования поведения специфических групп потребителей, создание и донесение ценности до потребителей, маркетинг товаров и услуг класса люкс, обслуживание потребителей .

Другие статьи автора 33

Сагинова Ольга Витальевна

Сагинова Ольга Витальевна
д. э. н.
профессор

Заведующая кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Научные интересы — маркетинг образовательных программ, создание потребительской ценности средствами маркетинга, кросс-культурный маркетинг, предпринимательство.

Другие статьи автора 17

Фокс Карен Франсис Анна

Фокс Карен Франсис Анна
Ph.D.

Адъюнкт-профессор маркетинга в бизнес-школе Leavey университета Санта-Клары.

Сан-Франциско

Закончила Стэндфордский университет США, имеет магистерскую степень Kellogg Graduate School of Management. Диссертация Ph.D была защищена в Стэндфорском университете. Член Американской маркетинговой ассоциации, Американской ассоциации высшего образования. Преподает маркетинг и маркетинг услуг студентам программ МВА в университете Санта-Клара. Область научных интересов: маркетинг образовательных услуг. Одна из первых профессоров по маркетингу в США стала использовать технологии Интернета, телеконференций в методике преподавания маркетинга. Преподавала курс маркетинг-услуг в Государственном университете Санкт-Петербурга, известных школах бизнеса во Франции, университете Западной Богемии (Чешская республика). Соавтор книг Strategic Marketing for Educational Institutions (с Ф. Котлером) и "Социальный маркетинг" — первой книги о социальном маркетинге, изданной в России. Работала в редколлегии Journal of Marketing, является автором статей, опубликованных во многих американских и других зарубежных журналах.

Другие статьи автора 5