Альтернативная классификация розничных торговых предприятий 
Котляров И.Д.

1
Введение

3
Критерии классификации торговых предприятий

5
Таблица 1. Типы магазинов с ограниченным доступом покупателей
Типы торговых предприятий
Клубный магазин

6
Рисунок. Модели организации торговой деятельности
Закрытый магазин

8
Таблица 2. Характеристики типов оптовых клубов
Общедоступный магазин
Фирменный магазин
Обсуждение

9
Заключение

10
Литература

Ключевые слова: розничная торговля, классификация торговых предприятий, клубный магазин, закрытый магазин, фирменный магазин, общедоступный магазин, пространственное развитие, комфортная среда проживания

Аннотация

В статье предложена стратегическая матрица моделей функционирования розничных торговых предприятий. Показано, что основное значение для организации доступа населения к товарам имеют общедоступные магазины, однако их создание коммерческими предприятиями в ряде регионов затруднено из-за недостаточного платежеспособного спроса и/или сложностей организации их деятельности. В этой связи большое значение может иметь государственная поддержка создания общедоступных магазинов.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2024 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Айзинова И.М. Розничная торговля в РФ в системе экономических и социальных координат. Часть I. Отраслевые проблемы розничной торговли // Проблемы прогнозирования. — 2019. — №1(172). — С. 82–94.

2. Айзинова И.М. Розничная торговля в РФ в системе экономических и социальных координат. Часть II. Розничная торговля и благосостояние населения // Проблемы прогнозирования. — 2019. — №3(174). — С. 96–110.

3. Бахарев В.В., Митяшин Г.Ю. Тенденции развития ритейла в России // Экономический вектор. — 2020. — №3(22). — С. 54–60.

4. В Таллинне действует особый магазин, где цены даже выше, чем в «Стокманне». — Подробнее .

5. Выбрать и купить клубную карту. — Подробнее .

6. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст). — Подробнее .

7. Громова В. Торговая сеть Metro отменила вход по картам гостя. — Подробнее .

8. Гурков А. Metro зовет всех покупателей на спасение своего бизнеса в РФ. — Подробнее .

9. Делахова А.М. Обеспечение населения арктических и северных районов социально значимыми продовольственными товарами // Общество и экономика. — 2018. — №6. — С. 95–107.

10. Егорова К.Д., Платонова А.С., Суворова С.Д. Формат «dark store»: современная реальность ритейла России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — №7-2(46). — С. 110–113.

11. Еремин К.А., Суворова С.Д. Форматы «е-grocery» и «dark store»: развитие на потребительском рынке России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — №12-1(70). — С. 235–238.

12. Заведеев Е.В., Аляров А.А. Современное состояние и перспективы развития сферы розничной торговли Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Региональная экономика: теория и практика. — 2022. — Т.20. — №12(507). — С. 2263–2294.

13. Ищенко Н. Metro Cash & Carry решила временно выдавать карты клиента всем желающим. — Подробнее .

14. Капустина И.В., Семенова Е.С. Значение торговли в социально-экономическом развитии России // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции. Ч.3. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. — С. 130–134.

15. Кириллова Т.В. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации // Практический маркетинг. — 2017. — №2-1(240-1). — С. 31–37.

16. Кириллова Т.В., Яненко М.Б. Развитие собственных торговых марок в торговых предприятиях современных форматов // Наука и бизнес: пути развития. — 2019. — №4(94). — С. 142–145.

17. Клыженко Л. Первый московский оптоклуб «Ряды». — Подробнее .

18. Коновалов В.Б., Порвадов М.Г. Развитие торговой инфраструктуры в местах компактного проживания личного состава как элемент военно-экономической безопасности системы продовольственного обеспечения спецпотребителей // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. — 2022. — №4(32). — С. 91–99.

19. Куликова О.М., Суворова С.Д. Синтетические форматы торговли: организационно-экономический аспект // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — №5(39). — С. 142–149.

20. Курбанов А.Х., Попов А.С. Развитие системы торгового обслуживания военных потребителей в современных условиях // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. — 2017. — №2(42). — С. 91–95.

21. Курочкина А.А., Васильева Н.В. Укрепление организационно-правовых основ регулирования розничной торговли в регионах России // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2012. — №1. — С. 251–255.

22. Курочкина А.А., Лукина О.В., Митяшин Г.Ю. Стратегия раздельного ценообразования как инструмент обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг // Экономика и управление. — 2023. — Т.29. — №3. — С. 297–307.

23. Митяшин Г.Ю. Кооперация как инструмент повышения продовольственной безопасности // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. — 2022. — №1. — С. 52–56.

24. Митяшин Г.Ю. Трансформация продовольственной безопасности в условиях постиндустриальной экономики // Вестник НГИЭИ. — 2022. — №9(136). — С. 120–135.

25. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 771-ст). — Подробнее . ru/199692/.

26. Петухова Н.Г., Савостенко Н.А., Юркова И.Б. Развитие торговой инфраструктуры как фактора повышения качества торгового обслуживания населения // Потребительская кооперация. — 2014. — №2(45). — С. 22–30.

27. Плещенко В.И. Возрождение «Березки»: к вопросу об организации беспошлинной торговли товарами для иностранцев в России // Управление продажами. — 2022. — №4. — С. 294–298.

28. Подцероб М., Смертина П. Как вахтовики воюют с работодателями. — Подробнее . 29. Полынов М.Ф., Халимочкин В.С. Продовольственное обеспечение Ленинграда в эпоху перестройки // Russian Colonial Studies. — 2020. — Т.5. — №1. — С. 92–111.

30. Семенова Е.И., Симонов С.Ю., Семенов А.В. Планирование развития социальной инфраструктуры сельских территорий // АПК: экономика, управление. — 2022. — №12. — С. 84–89.

31. Суворова С.Д. Особенности государственного управления сферой торговли в РФ // Экономика и предпринимательство. — 2013. — №4(33). — С. 137–139.

32. Суворова С.Д., Мозговая А.П. Розничная торговля Российской Федерации: современное состояние, проблемы и направления развития // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. Ч.4. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. — С. 318–327.

33. Сушкова Л.В. Розничная торговля: новые подходы к решению проблем развития // Казанская наука. — 2014. — №10. — С. 121–123.

34. Твердюкова Е.Д. Практика нормированного снабжения в СССР в 1980-е гг. // Вопросы истории. — 2020. — №5. — С. 185–194.

35. Туриева А.С., Митяшин Г.Ю. Функции торговли в современной системе обеспечения продовольственной безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. Ч.4. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. — С. 338–346.

36. Ходяков М.В. «Классовый паек» и бронированное снабжение продовольствием в годы Гражданской войны // Quaestio Rossica. — 2021. — Т.9. — №1. — С. 169–187.

37. Шарыпова О.А. Продовольственное самообеспечение Магаданской области в контексте вызовов развития региональной продовольственной системы // Региональная экономика: теория и практика. — 2022. — Т.20. — №12(507). — С. 2295–2316.

38. Шашкова А.А., Краснов А.С. POP-UP STORE: концепция в торговле // Экономика и управление: тенденции и перспективы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции факультета экономики и управления. Ч. II. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. — С. 109–114.

39. Шнорр Ж.П. Основные признаки классификации современных организаций розничной торговли // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — №2-1(54). — С. 318–324.

40. Яненко М.Б. Особенности услуг розничных торговых предприятий // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. — 2005. — №3. — С. 229–240.

41. Allison R. Boutique Bans «Big Fuss» Naomi. — Подробнее .

42. Bruner R.W. Metro’s Entrance Drawing Attention. — Подробнее .

43. Kim S.-H., Chan C.S. (2007). «The role of warehouse club membership fee in retail competition». Journal of Retailing, Vol. 83(2), рр. 171–181.

44. Newing A., Clarke G., Taylor M., González A., Buckner L., Wilkinson R. (2023). «The role of traditional retail markets in addressing urban food deserts». The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, Vol. 33(4), рр. 347–370.

45. Plotnikov V., Nikitin Y., Maramygin M., Ilyasov R. (2021). «National food security under institutional challenges (Russian experience)». International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 4(1/2), рр. 139–153.

46. Ruffner Z. Why I Fell in Love With Kate Moss’s Favorite ’90s London Label. — Подробнее .

47. Sherwood J. So Exclusive, So Expensive, So Over... — Подробнее .

Котляров Иван Дмитриевич

Котляров Иван Дмитриевич
к. э. н.
доцент

Доцент департамента финансов НИУ ВШЭ.

г. Санкт-Петербург

Другие статьи автора 20