Кросс-культурные вариации в поведении потребителей: обзорный анализ научных исследований (теоретический фокус) 
Тимохина Г.С., Вагнер Р., Уркмез Т.

1
Введение

3
Методология проведения обзорного анализа литературы

4
Рис. 1. Методологический подход к проведению анализа

6
Таблица 1. Критерии для контент-анализа исследований кросс-культурных вариаций в поведении потребителей
Концептуальные подходы к исследованию кросс-культурных вариаций в поведении потребителей
Дефиниции терминологического словосочетания «кросс-культурные вариации»

7
Рис. 2. Рейтинг цитирования исследований за пятилетние периоды с 2000 по 2014 гг.

8
Конструкты, относящиеся к психологии потребителей, их поведению и социологическим аспектам потребительского поведения
Научные теории, используемые при исследовании кросс-культурных вариаций в поведении потребителей

9
Таблица 2. Научные теории, лежащие в основе исследований кросс-культурных вариаций в поведении потребителей

10
Таблица 3. Психологические конструкты, упоминаемые в исследованиях кросс-культурных вариаций в поведении

11
Таблица 4. Зависимые переменные, измеряемые в исследованиях кросс-культурных вариаций в поведении
Кросс-культурные модели и измерения, используемые в исследованиях

12
Таблица 5. Упоминаемые в исследованиях конструкты, относящиеся к области изучения потребительского поведения
Таблица 6. Социологические конструкты, упоминаемые в исследованиях кросс-культурных вариаций в поведении

13
Таблица 7. Культурные измерения и модели в исследованиях кросс-культурных вариаций в поведении потребителей

14
Таблица 7. Культурные измерения и модели в исследованиях кросс-культурных вариаций в поведении потребителей

15
Таблица 7. Культурные измерения и модели в исследованиях кросс-культурных вариаций в поведении потребителей
Внешние факторы, влияющие на потребительское поведение, выявленные в кросс-культурных исследованиях

16
Направления и приоритеты будущих исследований кросс-культурных вариаций в поведении потребителей

17
Литература

Ключевые слова: поведение потребителей, вариации в поведении потребителей, кросс-культурные исследования, концептуальные подходы, маркетинг

Аннотация

В данной статье представлен обзорный анализ исследований кросс-культурных вариаций в поведении потребителей, проведенных за период с 2000 по 2014 гг. Авторами разработана методология поиска и отбора научных публикаций по данной теме, выполнен контент-анализ 75 исследований по 12 критериям, систематизированы концептуальные подходы к изучению кросс-культурных вариаций в поведении потребителей. В заключение предложены рекомендации относительно направлений и приоритетов будущих исследований.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №2, 2016 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 17
Кол-во знаков: около 27,753
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Dumetz J., Vichniakova A., Sosnovskaya A. The European influence on cross-cultural models, a historical survey // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2014. — №2(10). — С. 93–100.

2. Boachie-Mensah F.O., Boohene R. (2012). «A review of cross-cultural variations in consumer behaviour and marketing strategy». International Business and Management, Vol. 5, No. 2, pp. 122–129.

3. Cohen E. (2009). «A cross-cultural comparison of choice criteria for wine in restaurant». International Journal of Wine Business Research, Vol. 21(1), pp. 17–19.

4. Dorfman P.W., Howell J.P. (1988). «Dimensions of national culture and leadership patterns: Hofstede revisited». Advances in International Comparative Management, Vol. 3, pp. 127–150.

5. Engelen A., Brettel M. (2011). «Assessing cross-cultural marketing theory and research». Journal of Business Research, Vol. 64, pp. 516–523.

6. Eshghi A. (1985). «Assessing consumer behaviour differences in a cross-cultural context: a historical perspective». In: Sheth J.N., Tan C.T. (Eds.). Historical Perspective in Consumer Research: National and International Perspectives. Singapore: Association for Consumer Research, pp. 117–124.

7. Hall E.T. (1976). Beyond Culture. New York: Anchor.

8. Hofstede G. (1980). Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, CA: Sage.

9. Hofstede G. (2001). Cultural Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, CA: Sage.

10. Jones M. (2007). «Hofstede — culturally questionable?» Oxford Business & Economics Conference. Oxford, UK, pp. 24–26.

11. Kassarjian H.H. (1977). «Content analysis in consumer behavior». Journal of Consumer Research, Vol. 4(1), pp. 8–18.

12. Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. (1973). Variations in Value Orientations. Westport, Conn: Greenwood Press.

13. Lawson R. (2010). «Consumer behaviour». In: Baker M.J., Saren M. (Eds.). Marketing Theory: a Student Text (Part IV). London: Sage.

14. Linton R. (1945). The Cultural Background of Personality. New York: Appleton-Century.

15. Luna D., Gupta S.F. (2001). «An integrative framework for cross-cultural consumer behavior». International Marketing Review, Vol. 18(1), pp. 45–69.

16. Malhotra N., Agarwal J., Peterson M. (1996). «Methodological issues in cross-cultural marketing research: a state-of-the-art review». International Marketing Review, Vol. 13(5), pp. 7–43.

17. McSweeney B. (2002). «Hofstede’s model of national cultural differences and their consequences: a triumph of faith — a failure of analysis». Human Relations, Vol. 55(1), pp. 89–118.

18. Nakata C., Huang Y. (2005). «Progress and promise: the last decade of international marketing research». Journal of Business Research, Vol. 58(5), pp. 611–618.

19. Page A.L., Schirr G.R. (2008). «Growth and development of a body of knowledge: 16 years of new product development research, 1989–2004». Product Innovation Management, Vol. 25(3), pp. 233–248.

20. Salciuviene L., Auruskeviciene V., Lydeka Z. (2005). «An assessment of various approaches for cross-cultural consumer research». Problems and Perspectives in Management, Vol. 3, pp. 147–159.

21. Schumann J.H., Wangenheim V.F., Stringfellow A., Yang Z.H., Blazevic V., Praxmarer S., Shainesh G., Komor M., Shannon R.M., Jim?nez F.R. (2010). «Cross-cultural differences in the effect of received word-of-mouth referral in relational service exchange». Journal of International Marketing, Vol. 18(3), pp. 62–80.

22. Sondergaard M. (1994). «Hofstede’s consequences: a study of reviews, citations and replications». Organization Studies, Vol. 15(3), pp. 447–456.

23. Weiermair K. (2000). «Tourists’ perceptions towards and satisfaction with service quality in the cross-cultural service encounter: implications for hospitality and tourism management». Managing Service Quality: an International Journal, Vol. 10(16), pp. 397–407.

24. Whitelock J., Fastoso F. (2007). «Understanding international branding: defining the domain and reviewing the literature». International Marketing Review, Vol. 24(3), pp. 252–270.

25. Zhang J., Beautty S.E., Walsh G. (2008). «Review and future directions of cross-cultural consumer services research». Journal of Business Research, Vol. 61, pp. 211–224.

Тимохина Галина Сергеевна

Тимохина Галина Сергеевна
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Профессиональные интересы: маркетинговые исследования, поведение потребителей, кросс-культурный маркетинг. Опыт работы — 20 лет .

Другие статьи автора 5

Вагнер Ральф

Вагнер Ральф
доктор наук
профессор

Профессор международного директ-маркетинга фонда Siegfried V?gele Institut, декан факультета экономики и менеджмента Университета Касселя.

г. Кассель, Германия

Сфера научных интересов: межкультурный маркетинг, интерактивный маркетинг, предпринимательский маркетинг, конкурентная разведка, анализ, интерпретация и представление данных.

Другие статьи автора 3

Уркмез Тайлан

Уркмез Тайлан

Сотрудник Университета Касселя.

г. Кассель, Германия

Занимается международным директ-маркетингом с 2011 г. Сфера научных интересов: лакшери-маркетинг, развивающиеся рынки, поведение потребителей, розничные продажи.

Другие статьи автора 3