Опыт внедрения категорийного менеджмента в торговых компаниях УРФО на примере торговли товарами для животных
Неганова В.П., Ильенкова К.М.

1
Введение

2
Понятие «категорийный менеджмент» и его особенности в России

3
Методика исследования и описание процесса реализации категорийного менеджмента

4
Рис. 1. 12 этапов реализации категорийного менеджмента

5
Рис. 2. Новая структура ГК «ЗооЛэнд»

7
Таблица 1. Анализ продаж ГК «ЗооЛэнд»
Таблица 2. Оценка действующих поставщиков «ЗооЛэнд»

8
Таблица 3. Пример дерева принятия решения, товарная подкатегория «Лакомства»
Таблица 4. Роли товарных подкатегорий компании «ЗооЛэнд»

9
Таблица 4. Роли товарных подкатегорий компании «ЗооЛэнд» (продолжение)
Рис. 3. Плановые стратегии товарных подкатегорий, ТС

10
Таблица 5. Стратегии товарных подкатегорий компании «ЗооЛэнд»

11
Таблица 6. Целевые показатели компании «ЗооЛэнд»
Выводы

13
Литература

Ключевые слова: ассортиментная политика, управление ассортиментом, категорийный менеджмент, потребности покупателей, интернет-магазин, Уральский федеральный округ

Аннотация

В статье рассматриваются апробация методики, включающей 12 этапов внедрения категорийного менеджмента, сделанные в ходе нее выводы и рекомендации по развитию и совершенствованию ассортиментной политики компании. Исследование отражает высокую практическую значимость применяемой методики для российских торговых организаций, поскольку она позволяет повысить уровень конкурентоспособности за счет более качественного удовлетворения потребностей покупателей с учетом текущих тенденций рынка.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2020 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14
Кол-во знаков: около 25,680

DOI

10.36627/2074-5095-2020-3-3-204-217 — https://doi.org/10.36627/2074-5095-2020-3-3-204-217

1. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. — 2-е изд. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 220 с.

2. Lange F., Wahlund R. (2001). Category Management — När konsumenten är manager. Stockholm: Ekonomiska forskningsinstitutet vid Handelshögskolan i Stockholm.

3. Dussart C. (1998). «Category management: strengths, limits and developments». European Management Journal, Vol. 16(1), pp. 50–62.

4. Järvinen J. (2010). Category Management and Captainship in Retail. Case: Baby Food in Finland. Helsinki: Helsinki school of Economics, 110 p.

5. Category Management Best Practices Report (1997). Brussels: ECR Europe, 143 p.

6. Arkader R., Ferreira C.F. (2004). «Category мanagement initiatives from the retailer perspective: a study in the Brazilian grocery retail industry». Journal of Purchasing and Supply Management, Vol. 10(1), pp. 41–51.

7. Joseph L. (1996). The Category Management Guidebook. New York: Lebhar-Friedman.

8. Ilyenkova K.M. (2019). «Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District)». R-Economy, Vol. 5(1), pp. 38–48.

9. Ильенкова К.М. Суть и основные элементы категорийного менеджмента // Современная конкуренция. — 2019. — Т.13. — №2(74). — С. 62–80.

10. Ильенкова К.М. Основные этапы реализации категорийного менеджмента в торговых компаниях // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. — 2018. — №6. — C. 130–142.

11. Ильенкова К.М. Особенности и основные проблемы внедрения категорийного менеджмента в России // Вестник Института экономики РАН. — 2019. — №2. — С. 151–164.

12. Ильенкова К.М. Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент // Экономическая наука современной России (ЭНСР). — 2019. — №4. — С. 136–152.

13. Category Management — Enhancing Consumer Value in the Grocery Industry Report. — Подробнее .

14. Category Management: Positioning your Organization to Win (1993). NYS: McGraw-Hill, 176 p.

15. Ильенкова К.М. Внедрение категорийного менеджмента в традиционной рознице // Вестник Московского Университета. Серия6. Экономика. — 2018. — №3. — C. 124–145.

16. Ильенкова К.М. Практика внедрения методики категорийного менеджмента в интернет-магазине (на примере Уральского федерального округа) // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2019. — №6(108). — С. 157–171.

17. Ильенкова К.М. Категорийный менеджмент: новый взгляд в условиях российской экономики // Современная конкуренция. — 2019. — №4(76). — С. 76–92.

18. Broniarczyk S.M., Hoyer W.D., McAlister L. (1998). «Consumers’ perceptions of the assortment offered in a grocery category: the impact of item reduction». Journal of Marketing Research, Vol. 35(2), pp. 166–176.

19. Sloot L.M., Verhoef P.C., Franses P.H. (2005). «The impact of brand equity and the hedonic level of products on consumer stock-out reactions». Journal of Retailing, Vol. 81(1), pp. 15–34.

20. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 512 с.

21. Сергиенко О. Категорийный менеджмент: практические уроки. — Подробнее .

22. Effective Day-to-Day Category Management. — Подробнее .

23. Stanton J.L. (2013). Category Management and Buying Skills Seminar. Merion: Haub School of Business, Saint Joseph`s University.

24. Неганова В.П. Маркетинг взаимоотношений: механизмы формирования портфеля потребителей // Известия УрГЭУ. — 2012. — №4(42). — С. 81–86.

Неганова Валентина Петровна

Неганова Валентина Петровна
д. э. н.
профессор

Заведующая сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

г. Екатеринбург

Ильенкова Каролина Михайловна

Ильенкова Каролина Михайловна

Руководитель департамента закупок, категорийного менеджмента и маркетинга ООО «ЗооЛэнд», аспирант Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

г. Екатеринбург