Маркетинг устойчивости и теория культуры потребления 
Черенков В.И., Карпова С.В., Таничев А.В.

1
Введение

3
Роль макромаркетинга в перспективе — политэкономический подход

5
Таблица. Репрезентация макромаркетинга в российской академической среде в 2000–2020 гг.

6
Рисунок. Политэкономический анализ становления макромаркетинга в контрпозиции к микромаркетингу как идеологии и технологии устойчивого развития пострыночного общества

7
Конвергенция методов теории культуры потребления и макромаркетинга

9
Заключение

10
Литература

Ключевые слова: макромаркетинг, маркетинг, маркетинг устойчивости, политическая экономия, теория потребительской культуры, устойчивое потребление, устойчивое развитие, цифровая трансформация

Аннотация

Статья раскрывает методологическое и практическое значение теории потребительской культуры (ССТ) и макромаркетинга в контексте концепции устойчивого развития. Показано, что в России ни макромаркетинг, ни ССТ не получили существенного распространения; подчеркивается важность изучения политэкономии капитализма, поскольку дуальная эволюция маркетинга логически вытекает из двойственной природы товара; делается вывод о необходимости дальнейших исследований.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2020 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12
Кол-во знаков: около 27,786
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Абрамова Г.П., Касаев Б.С., Гаджинский А.М. и др. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Г.П. Абрамовой, Б.С. Касаева. — М.: Инфра-М, 2003.

2. Анохов И.В. Хрематистика и экономика // Известия Байкальского государственного университета. — 2011. — №1(75). — С. 27–30.

3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. — М.: Экономика, 2001.

4. Багиев Г.Л., Черенков В.И. Маркетинг для обеспечения устойчивого развития: сущность и логика становления // Проблемы современной экономики. — 2018. — №3. — C. 142–148.

5. Багиев Г.Л., Черенков В.И., Таничев В.Ю. Макромаркетинг как фактор обеспечения устойчивости экономики: генезис и диалектика развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — №3б. — С. 7–16.

6. Багиев Г.Л., Черенков В.И., Черенкова Н.И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. — №3. — С. 139–152.

7. Бурдье П. Различения: социальная критика суждения // Экономическая социология. — 2005. — Т.6. — №3. — С. 25–48.

8. Воробьева С.В. Татуирование как объект социологического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2016. — Т. XIX. — №3(86). — С. 148–161.

9. Голубков Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления. — Подробнее .

10. Голубков Е.П. О некоторых основополагающих понятиях маркетинга. — Подробнее .

11. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999.

12. Давыдов В.М. Устойчивое развитие как общий знаменатель // Международная жизнь. — 2019. — №10. — С. 32–45.

13. Егина Н.А. Трансформация модели поведения потребителя в условиях цифровой экономики // Финансы и кредит. — 2019. — Т.25. — Вып.9. — С. 1971–1986.

14. Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 361 с.

15. Карпова С.В., Черенков В.И. Комплексная модель дуплексного брендинга как исследовательский и дидактический инструмент // Экономика. Бизнес. Банки. Международный научно-практический журнал. — 2019. — №3. — С. 49–60.

16. Кондрашов П. Нелепость, ставшая привычкой // Свободная мысль. — 2017. — №5. — С. 204–217.

17. Костоглодов Д.Д., Макеев В.А., Митько О.А., Осовцев В.А., Просандеева Т.И. Российская практика реализации концепции макромаркетинга в совершенствовании институтов рынка и решении задач импортозамещения // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2018. — №4(64). — С. 112–116.

18. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям // Полное собр. соч. — Т.15. — М.: Издательство политической литературы, 1972.

19. Макаров А.М. Маркетинг: Учебное пособие. — Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2000.

20. Кураков Л.П., Игнатьев М.В., Тимирясова А.В. и др. Макроэкономика: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.П. Куракова. — М.: Издательство ИАЭП, 2017. — 336 с.

21. Петросян А.Д. Маркетинг в государственном регулировании внешнеторговой деятельности // Аудит и финансовый анализ. — 2011. — №2. — С. 290–295.

22. Реброва Н.П. Основы маркетинга. — М.: Юрайт, 2015.

23. Розанова Т.П., Шубенков А.Ю. Современные тенденции развития теории и практики маркетинга // Экономические науки. — 2009. — №1(50). — С. 273–280.

24. Рязанов В.Т. Современная политическая экономия: перспективы неомарксистского синтеза. — СПб.: Флетейя, 2019. — 436 с.

25. Скоробогатых И.И., Лукина А.В., Мусатова Ж.Б. Концепция устойчивого маркетинга // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2013. — №4. — С. 5–17.

26. Соколова Е.Л. Трансмедиа и «интерпретативные сообщества» // Международный журнал исследований культуры. — 2011. — №3(4). — С. 16–21.

27. Управление маркетингом: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 463 с.

28. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Экзамен, 2005. — 448 с.

29. Черенков В.И. Международный маркетинг. — СПб.: Знание, 1998. — 428 с.

30. Черенков В.И. Общая теория маркетинга: текущее состояние и подходы к разработке // Вестник С.-Петербургского ун-та. — Cерия 8 «Менеджмент». — 2013. — №2. — С. 98–128.

31. Черенков В.И., Марьяненко В.П., Черенкова Н.И. Развитие теории инноваций: некоторые проблемы // Вестник Московского университета. — Серия 6 «Экономика». — 2019. — №1. — С. 3–29.

32. Чернобровкина Т.В. Роль теоретического знания в аддиктологии: синергетическая парадигма // Лекционный курс по специализации «Психиатрия-наркология» — М.: Московский научно-практический центр наркологии, 2015.

33. Arnould E., Press M., Salminen E., Tillotson J.S. (2019). «Consumer culture theory: development, critique, application and prospects». Foundations and Trends® in Marketing, Vol. 12(2), pp. 80–165.

34. Arnould E.J., Thompson C.J. (2005). «Consumer culture theory (CCT): twenty years of research». Journal of Consumer Research, February, pp. 868–882.

35. Bartels R. (1962). The Development of Marketing Thought. Homewood: Irwin.

36. Bagozzi R. (1977). «Is all social exchange marketing?» A Reply Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 5(4), pp. 315–326.

37. Bagozzi R. (1978). «Marketing as exchange: a theory of transactions in the marketplace». American Behavioral Scientist, Vol. 21(4), pp. 535–556.

38. Bajde D. (2014). «Consumer culture theory: ideology, mythology and meaning in technology consumption». International Journal of Actor-Network Theory and Technological Innovation, Vol. 6(2), pp. 10–25.

39. Blanchet V., Depeyre C. (2016). «Exploring the shaping of markets through controversies: methodological propositions for macromarketing studies». Journal of Macromarketing, Vol. 36(1), pp. 41–53.

40. Bridges C., Williams W.B. (2008). «Going beyond green: the «why and how» of integrating sustainability into the marketing curriculum». Journal of Marketing Education, Vol. 30(1), pp. 33–46.

41. Cloutier S., Pfeiffer D. (2015). «Sustainability through happiness: a framework for sustainable development». Sustainable Development, Vol. 23, pp. 317–327.

42. Definitions of Marketing. — Подробнее .

43. German Sustainable Development Strategy. — Подробнее .

44. Horn-Phathanothai L., Fishman A. (2014). Addressing Sustainable Consumption and Production in the Post-2015 Development Agenda. — Подробнее .

45. Hunt S.D. (1977). The three dichotomies model of marketing: аn elaboration of issues. In: Macro-Marketing: Distributive Processes from a Societal Perspective, Proceedings of the Macro-marketing Seminar. Graduate School of Business Administration, University of Colorado, pp. 52–56.

46. Hunt S.D. (2012). «Toward the institutionalization of macromarketing: sustainable enterprise, sustainable marketing, sustainable development, and the sustainable society». Journal of Macromarketing, Vol. 32(4), pp. 404–411.

47. Inclusive and Sustainable Development: Challenges, Opportunities, Policies and Partnerships. — Подробнее .

48. Informe de avance cuatrienal sobre el progreso y los desafíos regionales de la Agenda 2030 para el desarrollo sostenible en América Latina y el Caribe. Alicia Bárcena. Secretaria Ejecutiva de la CEPAL. Santiago de Chile. 24-26 de abril 2019. — Подробнее .

49. Jisana T.K. (2014). Consumer Behaviour Models: аn Overview. — Подробнее .

50. Jones D.G.B., Monieson D.D. (1990). «Early development of the philosophy of marketing thought». Journal of Marketing, Vol. 54(1), рр. 102–113.

51. Kilbourne W., McDonagh P., Prothero A. (2017). Sustainable Consumption, Consumer Culture and the Politics of a Megatrend. — Подробнее .

52. Kennedy A.-M. (2019). Macro-Social Marketing Insights: Systems Thinking for Wicked Problems. Routledge Interpretive Marketing Research. London: Routledge, 264 р.

53. Kozinets R.V. (2002). «The field behind the screen: using netnography for marketing research in online communities». Journal of Marketing Research, Vol. 39, рр. 61–72.

54. Lankaster K.J. (1966). «A new approach to consumer theory». The Journal of Political Economy, Vol. 74(2), рр. 132–157.

55. Lusch R.F., Vargo S.L. (2006). «Service dominant logic as a foundation for a general theory». In: Lusch R.F., Vargo S.L. (Eds.). The Service Dominant Logic of Marketing. Armonk: M.E. Sharpe.

56. Mederly P., Novacek P., Topercer J. (2003). «Sustainable development assessment: quality and sustainability of life indicators at global, national and regional level». Foresight, Vol. 5, No. 5, pp. 42-49.

57. Mehta N., Chen X. Jr., Narasimhan O. (2008). «Informing, transforming, and persuading: disentangling the multiple effects of advertising on brand choice decisions». Marketing Science, Vol. 27(3), рр. 334–355.

58. O’Brien С. (2008). «Sustainable happiness: how happiness studies can contribute to a more sustainable future». Canadian Psychology, Vol. 49(4), рр. 289–295.

59. Phillips D. (2006). «Quality of life and sustainability». International Journal of Environmental, Cultural, Economic and Social Sustainability, Vol. 2(2), рр. 103–112.

60. Porter M.E., Kramer M.R. (2011). «Creating shared value: how to reinvent capitalism — and unleash a wave of innovation and growth». Harvard Business Review, January — February, рр. 64–77.

61. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. — Подробнее .

62. Saatcioglu B., Corus С. (2019). «Towards a macromarketing and consumer culture theory intersection: participatory and deliberative methodologies». Journal of Macromarketing, Vol. 39(1), рр. 9–24.

63. Shaw E.H., Lazer W., Pirog S.F. (1989). «Wroe Alderson: father of modern marketing». European Business Review, Vol. 19(6), рр. 440–451.

64. Sustainable development Goals, UNDP. — Подробнее .

65. Turner J., Burgess B. (2019). Estimating Financing to the Sustainable Development Goals, Version 2.0. — Подробнее .

66. Updated List of High Journal Impact Factor Political Economy Journals. — Подробнее .

67. Vanner R., Bicket M. (2013). pdf.

68. Wilkie W.L., Moore E.S. (2006). «Macromarketing as a pillar of marketing thought». Journal of Macromarketing, Vol. 26(2), рр. 224–232.

69. Wolf M.-A., Chomkhamsri K. (2015). «From sustainable production to sustainable consumption». In: Sonnemann D., Margni M. (Eds). Life Cycle Management. Berlin: Springer Open, pp. 168–193.

Черенков Виталий Иванович

Черенков Виталий Иванович
д. э. н.
профессор

Профессор кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

г. Санкт-Петербург

Другие статьи автора 13

Карпова Светлана Васильевна

Карпова Светлана Васильевна
д. э. н.
профессор

Профессор департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ.

г. Москва

Член совета Гильдии Маркетологов.

Другие статьи автора 2

Таничев Александр Валерьевич

Таничев Александр Валерьевич
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры экономики, организации и управления производством Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

г. СанктПетербург

Другие статьи автора 2