Кросс-культурные факторы в маркетинговых исследованиях специализированных рынков
Скоробогатых И.И., Волошина Г.А., Кадерова В.А., Исаев А.А.

2
Введение

3
Основные этапы развития и направления проведения кросс-культурных маркетинговых исследований

5
Рис. 1. Бренд халяльного детского питания Habibi в ассортименте онлайн-гипермаркета детских товаров «Олант»

6
Направления кросс-культурных исследований в поведении потребителей

7
Рис. 2. Взаимоотношения между направлениями кросс-культурных маркетинговых исследований для субъектов, работающих на разных товарных и национальных рынках
Восприятие брендов потребителями в кросс-культурной среде

8
Исследования влияния культуры на формирование моделей потребления в кросс-культурной среде

9
Модели потребления, формируемые под влиянием экологии потребления и ЗОЖ
Развитие технологий, социальных сетей и каналов электронной торговли и изменение моделей потребления в кросс- культурной среде

10
Выводы

11
Источники

Ключевые слова: кросс-культурные особенности, халяльная продукция, социальные сети, модели потребления, детская целевая аудитория, рынок детских товаров, вызовы автомобильного рынка, глобальные бренды

Аннотация

Деятельность глобальных брендов в кросс-культурных коммуникациях, потребление, основанное на религиозных принципах, приверженности к ЗОЖ, разумное потребление, исследования поведения представителей разных культур в  социальных сетях, анализ моделей потребления, обусловленного генетическими особенностями и климатическими условиями проживания, — авторы рассматривают применимость этих направлений на трех рынках в России: халяльной продукции, детских игрушек и автомобильном.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №2, 2021 (© Издательский дом Гребенников)

DOI

10.36627/2074-5095-2021-2-2-82-93 — https://doi.org/10.36627/2074-5095-2021-2-2-82-93

1. Usunier J.-C., Lee J.A. (2005). Marketing Across Cultures. Prentice Hall.

2. Сагинова О.В., Скоробогатых И.И., Дюметц Ж. Кросскультурный маркетинг: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2012.

3. Shelton H. (2020). Cross-Cultural Marketing and Messaging During a Dual Pandemic. — Подробнее .

4. Market Research Industry — Statistics & Facts. — Подробнее .

5. Buzzard K.S.F. (2015). «The rise of market information regimes and the historical development of audience ratings». Historical Journal of Film, Radio and Television, Vol. 35(3), pp. 511–517.

6. Leoni B. (2009). «Two views of liberty, occidental and oriental». Libertarian Papers, Vol. 1(15), pp. 1–16.

7. James G. (2014). 20 Epic Fails in Global Branding. — Подробнее .

8. Gilbert B. (2019). 25 of the Biggest Failed Products from the World’s Biggest Companies. — Подробнее .

9. China — Country Commercial Guide. — Подробнее .

10. Hinchliffe M. Two-Wheeler Global Sales Slide. — Подробнее .

11. Strizhakova Y., Coulter R.A., Price L.L. (2008). «Branded products as a passport to global citizenship: perspectives from developed and developing countries». Journal of International Marketing, Vol. 16(4), pp. 57–85.

12. Jain R., Kulhar M. (2015). «Growth drivers of online shopping in small cities of India». International Journal of Advance Research in Computer Science and Management Studies, Vol. 3(9), pp. 80–87.

13. Beyond Austerity: а Path to Economic Growth and Renewal in Europe October 1, 2010. Report. — Подробнее .

14. Banerjee S.S. (2016). Aadhaar: Digital Inclusion and Public Services in India. — Подробнее .

15. Minkov M., Hofstede G. (2011). «Is national culture a meaningful concept? Cultural values delineate homogeneous national clusters of in-country regions». Cross-Cultural Research, Vol. 46(2), pp. 133–159.

16. Ghemavat P. (2011). Globalization in the World We Live in Now: World 3.0. — Подробнее .

17. Ghemavat P., Altman S.A., Bastian Ph. (2018). DHL Global Connectedness Index 2018. The State of Globalization in a Fragile World. — Подробнее .

18. Cohen A.B. (2009). «Many forms of culture». American Psychologist, Vol. 64(3), pp. 194–204.

19. Triandis H.C. (2002). Subjective Сulture. — Подробнее .

20. Cohen A.B., Hill P.C. (2007). «Religion as culture: religious individualism and collectivism among american catholics, jews, and protestants». Journal of Personality, Vol. 75(4), pp. 709–742.

21. Hall E.T., Hall M.R. (1990). Understanding Cultural Differences. Hachette: Intercultural Press.

22. Triandis H.C., Hui H. (1989). Effects of Culture and Response Format on Extreme Response Style. — Подробнее .

23. Bhagat R., Triandis H., McDevitt A. (2012). Managing Lobal Organizations: а Cultural Perspective Managing Global Organizations: а Cultural Perspective. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Ltd. — DOI: 10.4337/9781781951958.

24. Baby Care Products Market Size Worldwide from 2020 to 2026. — Подробнее .

25. Ващенко Г. Рынок детских товаров будет расти на 5–7% в год. — Подробнее .

26. Скоробогатых И.И., Мусатова Ж.Б., Кадерова В.А. Маркетинг культурно-обусловленных товаров: концепция, определения, классификация // Практический маркетинг. — 2012. — №1(189). — С. 23–27.

27. Кадерова В.А. Исследование намерения и готовности потребителей к приобретению культурно обусловленных товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2017. — №2. — С. 146–154.

28. Новинка! Халяльное детское питание Habibi. — Подробнее .

29. HALAL’ COSMETICS Эко-гель для душа «УЛЫБКА». — Подробнее .

30. Automotive Industry Worldwide — Statistics & Facts. — Подробнее .

31. Мхитарян С.В., Сидорчук Р.Р., Тультаев Т.А., Исаев А.А. Анализ базовых ценностей москвичей — владельцев личных автомобилей // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — №1. — С. 44–55.

32. Türker Ö., Lajunen T., Chliaoutakis J., Parker D., Summala H. (2006). «Cross-cultural differences in driving behaviours: a comparison of six countries». Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 9(3), рр. 227–242.

33. Olšanová K.M. (2017). «How to engage children into the world of traditional car brands? Exploration of specific touchpoints between future buyers in the car industry and established brands». Central European Business Review, Vol. 6(3), рp. 27–40.

34. Волошина Г.А., Волошина П.А., Скоробогатых И.И. Формирование предпочтений потребителей детских игрушек на российском рынке: эволюция и тренды // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. — 2019. — Т.10. — №4. — С. 44–58.

35. United States TV Audience Demand for Masha And the Bear. — Подробнее .

36. Schwartz S. (2012). «Values and religion in adolescent development: cross-national and comparative evidence». In: Trommsdorff G., Chen X. (Eds.). Values, Religion, and Culture in Adolescent Development. Cambridge: Cambridge University Press.

37. Кадерова В.А. Цепочка создания ценности культурно обусловленных продовольственных товаров (халяль) // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2019. — №3. — С. 198–206.

38. Шакурова Е. Россия планирует войти в топ-10 мировых экспортеров мяса птицы. — Подробнее .

39. Черенков В.И., Карпова С.В., Таничев А.В. Маркетинг устойчивости и теория культуры потребления // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — №3. — С. 172–183.

40. Скоробогатых И.И., Лукина А.В., Мусатова Ж.Б. Концепция устойчивого маркетинга // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. — 2013. — №4. — C. 5–17.

41. Погребова О.В. Сегментация российских потребителей отрасли товаров и услуг здорового образа жизни (ЗОЖ) // Вестник ЮУрГУ. — Серия «Экономика и менеджмент». — 2015. — Т.9. — №3. — С. 119–128.

42. 30 Ecommerce Trends for 2021 [Survey Report]. — Подробнее .

43. Alsaleh D.A., Elliott M.T., Fu F.Q., Thakur R. (2019). «Cross-cultural differences in the adoption of social media». Journal of Research in Interactive Marketing, Vol. 13(1), pp. 119–140.

44. Tankovska Т. Number of Global Social Network Users 2017–2025. — Подробнее .

45. Исаев А.А. Особенности организации продаж и маркетинга ведущих транснациональных автомобильных корпораций // Российское предпринимательство. — 2018. — Т.19. — №5. — С. 1473–1484.

46. Preston B. Coronavirus Is Pushing Car Dealerships Into Online Sales and Home Delivery. — Подробнее .

Скоробогатых Ирина Ивановна

Скоробогатых Ирина Ивановна
д. э. н.
профессор

Заведующая кафедрой маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Область научных интересов: маркетинговые исследования, кросс-культурные исследования особенностей потребительского поведения.

Другие статьи автора 36

Кадерова Венера Ахметшаевна

Кадерова Венера Ахметшаевна

Эксперт Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, старший преподаватель кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Научные интересы: маркетинговые исследования специализированных рынков, маркетинг культурно обусловленных товаров.

Другие статьи автора 4

Исаев Анварбек Аксельдерович

Исаев Анварбек Аксельдерович

Менеджер по работе с дилерами компании АО «Мерседес-Бенц РУС», ассистент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Другие статьи автора 2

Волошина Галина Александровна

Волошина Галина Александровна

Ассистент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Область научных интересов: стратегический маркетинг, кросс-культурный маркетинг, маркетинг детских товаров и брендов.