Кросс-культурные вариации в поведении потребителей: обзорный анализ научных исследований (методологический фокус)
Тимохина Г.С., Вагнер Р., Уркмез Т.

Аннотация

В данной статье представлен обзорный анализ методологии проведения 75 международных исследований кросс-культурных вариаций в поведении потребителей, осуществленных за период с 2000 г. по 2014 г. Систематизированы методологические подходы к выполнению научных работ, выявлены существующие и потенциальные методологические проблемы, сформулированы выводы и даны рекомендации относительно способов проведения и стратегии будущих исследований кросс-культурных вариаций в поведении потребителей.

Содержание

1
Введение

2
Обзорный анализ методологий проведения исследований кросс- культурных вариаций в поведении потребителей
Методы сбора данных

3
Рис. 1. Схема анализа методологии проведения исследований

4
Таблица 1. Методы сбора данных, используемые в исследованиях кросс-культурных вариаций потребительского

5
Процедура формирования выборки

6
Таблица 2. Многоступенчатая выборка, используемая в рассматриваемых исследованиях

7
Таблица 3. Обоснование выбора регионов, стран / культур, субкультур с разбивкой по регионам

9
Таблица 4. Географические единицы выборки в исследованиях

10
Таблица 5. Комбинации географических единиц выборки для исследования

11
Таблица 6. Выбор рынков для исследований
Рис. 2. Товары / услуги, предлагаемые на исследуемых рынках

13
Таблица 7. Единицы выборки в анализируемых исследованиях
Таблица 8. Обоснование применения студенческой выборки в исследованиях

14
Таблица 9. Параметры выборки в исследованиях

15
Таблица 9. Параметры выборки в исследованиях (продолжение)
Таблица 10. Методы получения выборочной совокупности и определения ее объемов

17
Методы анализа данных
Заключение. Направления и приоритеты в методологии будущих исследований

18
Таблица 11. Инструменты и методы анализа данных в исследованиях

19
Таблица 12. Методы анализа данных с пропущенными значениями в исследованиях
Литература

Ключевые слова: поведение потребителей, вариации в поведении потребителей, кросс-культурные исследования, методология, маркетинг
Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2016 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 20.
Кол-во знаков: около 29,731.

1. Тимохина Г.С., Вагнер Р., Уркмез Т. Кросс-культурные вариации в поведении потребителей: обзорный анализ научных исследований (теоретический фокус) // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2016. — №2. — С. 126–143.

2. Bellman S., Johnson E.J., Kobrin S.J., Lohse G.L. (2004). «International differences in information privacy concerns: a global survey of consumers». The Information Society, Vol. 20(5), рр. 313–324.

3. Budeva D. (2010). «Cross-cultural differences in evaluating product characteristics: motion pictures». Management Research Review, Vol. 33(5), рр. 423–436.

4. Deschepper R., Grigoryan L., Lundborg C.S., Hofstede G., Cohen J., van der Kelen G., Deliens L. (2008). «Are cultural dimensions relevant for explaining cross-national differences in antibiotic use in Europe?» BMC Health Services Research, Vol. 8, p.123.

5. Douglas S., Craig S. (2000). International Marketing Research. Prentice Hall: Wiley.

6. Ember C.R., Ember M. (1997). A Basic Guide to Cross-Cultural Research Using the HRAF Collections. New Haven, CT: Human Relations Area Files.

7. Evanschitzky H., Emirich O., Sangtani V., Ackfeldt A.-L., Reynolds K.E., Arnold M.J. (2014). «Hedonic shopping motivatios in collectivistic and individualistic consumer cultures». International Journal of Research in Marketing, Vol. 31(3), рр. 335–338.

8. Flere S., Lavric M. (2008). «On the validity of cross-cultural social studies using student samples». Field Methods, Vol. 20(4), рр. 399–412.

9. Gilbert G.R., Veloutsou C., Goode M.M.H., Moutinho L. (2004). «Measuring customer satisfaction in the fast food industry: a cross-national approach». Journal of Services Marketing, Vol. 18(5), рр. 371–383.

10. Godey B., Pederzoli D., Aiello G., Donvito R., Wiedmann K.-P., Hennigs N. (2013). «A cross-cultural exploratory content analysis of the perception of luxury from six countries». Journal of Product & Brand Management, Vol. 22(3), рр. 229–237.

11. Hutcheson G. (2012). «Missing data: data replacement and imputation». Journal of Modelling in Management, Vol. 7(2), рр. 221–233.

12. Jahandideh B., Golmohammadi A., Meng F., O’ Gorman K.D., Taheri B. (2014). «Cross-cultural comparison of Chinese and Arab consumer complaint behavior in the hotel context». International Journal of Hospitality Management, Vol. 41, рр. 67–76.

13. King G., Honaker J., Joseph A., Scheve K. (2001). «Analyzing incomplete political science data: an alternative algorithm for multiple imputation». American Political Science Review, Vol. 95, pр. 49–69.

14. Ko E., Kim E., Taylor C.R., Kim K.H., Kang I.J. (2007). «Cross-national market segmentation in the fashion industry: a study of European, Korean, and US consumers». International Marketing Review, Vol. 24(5), рр. 629–651.

15. Ko H., Jung J., Kim J.Y., Shim S.W. (2004). «Cross-cultural differences in perceived risk of online shopping». Journal of Interactive Advertising, Vol. 4(2), рр. 20–29.

16. Litvin S.W., Crotts J.C., Hefner F.L. (2004). «Cross-cultural tourist behaviour: a replication and extension involving Hofstede’s uncertainty avoidance dimension». International Journal of Tourism Research, Vol. 6, рр. 29–37.

17. Neganova I., Trevizan I. (2012). «The comparative analysis of consumer behavior on the chocolate market in Russia and Italy». Marketing and Marketing Research, Vol. 4, рр. 328–344.

18. Ngai E.W.T., Heung V.C.S., Wong Y.H., Chan F.K.Y. (2007). «Consumer complaint behaviour of Asians and non-Asians about hotel services: an empirical analysis». European Journal of Marketing, Vol. 41(11/12), рр. 1375–1391.

19. Nilsson D. (2007). «A cross-cultural comparison of self-service technology use». European Journal of Marketing, Vol. 41(3/4), рр. 367–381.

20. Oliver J.D., Lee S.-H. (2010). «Hybrid car purchase intentions: a cross-cultural analysis». Journal of Consumer Marketing, Vol. 27(2), рр. 96–103.

21. Schumann J.H. at al. (2010). «Cross-cultural differences in the effect of received word-of-mouth referral in relational service exchange». Journal of International Marketing, Vol. 18(3), рр. 62–80.

22. Schumann J.H., Nijssen E., Lentz P. (2014). «Modeling variation in global consumers’ participation behaviour intentions using an institutional market index». International Marketing Review, Vol. 31(4), рр. 390–412.

23. Souiden N., M’Saad B., Pons F. (2011). «A cross-cultural analysis of consumers’ conspicuous consumption of branded fashion accessories». Journal of International Consumer Marketing, Vol. 23(5), рр. 329–343.

24. Sutton-Brady C., Davis T., Jung M. (2010). «Perceived cultural spaces and cultural in-betweens: consumption among Korean Australians». Journal of Consumer Behaviour, Vol. 9, Issue 5, рр. 349–363.

25. Teddlie Ch., Yu F. (2007). «Mixed methods sampling. A typology with examples». Journal of Mixed Methods Research, Vol. 1, pр. 77–100.

26. UNWTO. Tourism Highlights. — Подробнее .

27. Van de Vijver F., Leung K. (1997). Methods and Data Analysis of Comparative Research. Hanbook of Cross-Cultural Psychology. Allyn an Bacon, Boston.

28. Wagner R., Wetzels M., Winklhofer H. (2005). «Measurement equivalence in cross-cultural research: the case of formative measurement models». Rejuvenating Marketing; Contamination, Innovation, Integration: Proceedings of the 34th EMAC Conference. European Marketing Academy, Milan.

29. Whitelock J., Fastoso F. (2007). «Understanding international branding: defining the domain and reviewing the literature». International Marketing Review, Vol. 24(3), рр. 252–270.

30. Wind J., Rao V.R., Green P. (1991). «Behavioral methods». Handbook of Consumer Theory and Research. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, рр. 507–532.

31. Yeniyurt S., Townsend J.D. (2003). «Does culture explain acceptance of new products in a country? An empirical investigation». International Marketing Review, Vol. 20(4), рр. 377–396.

Тимохина Галина Сергеевна

Тимохина Галина Сергеевна
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры экономики и менеджмента Института международных связей.

г. Екатеринбург

Сфера научных интересов: поведение потребителей, кросс-культурный маркетинг, маркетинговые исследования, холистический маркетинг.

Другие статьи автора 4

Вагнер Ральф

Вагнер Ральф
доктор наук
профессор

Профессор международного директ-маркетинга фонда Siegfried V?gele Institut, декан факультета экономики и менеджмента Университета Касселя.

г. Кассель, Германия

Сфера научных интересов: межкультурный маркетинг, интерактивный маркетинг, предпринимательский маркетинг, конкурентная разведка, анализ, интерпретация и представление данных.

Другие статьи автора 3

Уркмез Тайлан

Уркмез Тайлан

Сотрудник Университета Касселя.

г. Кассель, Германия

Занимается международным директ-маркетингом с 2011 г. Сфера научных интересов: лакшери-маркетинг, развивающиеся рынки, поведение потребителей, розничные продажи.

Другие статьи автора 3