Место и роль концепции внутреннего маркетинга в системе современных маркетинговых подходов
Ветрова Т.В., Долженко Р.А.

Аннотация

В статье описывается сущность внутреннего маркетинга, эволюция его концепции и основные направления ее реализации в компании. Внутренний маркетинг представлен в качестве идеологии осуществления организационной деятельности, при которой компаниям следует рассматривать персонал как внутренних клиентов, являющихся во взаимосвязи с внешними клиентами и компанией основой для формирования системы маркетинговых отношений. Показаны роль внутренней клиентоориентированности и инструменты ее развития.

Содержание

1
Введение

2
Содержание концепции внутреннего маркетинга

5
Рис. 1. Трехуровневая модель внутреннего маркетинга
Взаимосвязь внутреннего маркетинга с маркетинговыми подходами

7
Рис. 2. Кластеры, полученные в результате российского исследования в рамках проекта CMP

8
Таблица 1. Оценка выраженности факторов межфункционального взаимодействия
Таблица 2. Зависимость финансовой результативности от межфункционального взаимодействия

9
Заключение
Литература

Ключевые слова: внутренний маркетинг, современные маркетинговые подходы, маркетинг взаимоотношений, клиентоориентированность персонала
Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2016 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 10.
Кол-во знаков: около 19,751.

1. Аренков И.А. Маркетинговая ориентация компании на основе ценностного подхода // Проблемы современной экономики. — 2013. — №3(47). — С. 266–269.

2. Ветрова Т.В. Contemporary Marketing Practices: история развития проекта и направления адаптации к российским условиям // Вестник С.-Петерб. ун-та. Менеджмент. — 2014. — Сер.8. — Вып.1. — С. 117–141.

3. Латышова Л.С., Пантелеева Е.К. Влияние внутреннего маркетинга на результативность бизнеса // Маркетинг и маркетинговые иссле-дования. — 2009. — №1(79). — С. 18–30.

4. Смородинов О. Заметки о лояльности в условиях новой экономики // Банковские технологии. — 2002. — №5. — С. 17–23.

5. Третьяк О.А., Ребязина В.А., Ветрова Т.В. Современные маркетинговые практики в России: результаты эмпирического исследования // Российский журнал менеджмента. — 2015. — Т.13. — №1. — С. 3–26.

6. Ahmed P., Rafiq M. (1995). «The role of internal marketing in the implementation of marketing strategies». Journal of Marketing Practice: Applied Marketing Science, Vol. 1, No. 4, pp. 32–51.

7. Ballantyne D.A. (2003). «Relationship mediated theory of internal marketing». European Journal of Marketing, Vol. 37, No. 9, рр. 1242–1260.

8. Bekkers M., Hasstrecht Van R. (1993). «The foundations of internal marketing». 22nd EMAC Conference Proceedings, Vol. 1, рр. 140–164.

9. Berry L.L. (1981). «The employee as customer». Journal of Retail Banking, Vol. 3, рр. 25–28.

10. Berry L.L., Parаsuraman A. (1991). Marketing Services: Competing through Quality. The Free Press, New York, NY.

11. Boukis A., Kaminakis K., Siampos A., Kostopoulos I. (2015). «Linking internal marketing with customer outcomes». Marketing Intelligence & Planning, Vol. 33, Iss. 3, рр. 394–413.

12. Christopher M., Payne A., Ballantyne D. (1991). Relationship Marketing: Bringing Quality, Customer Service and Marketing Together. Butterworth-Heinemann, Oxford.

13. Corporate Executive Board (2010). The Role of Employee Engagement in the Return to Growth. Bloomberg Businessweek.

14. George W.R., Gr?nroos C. (1989). «Developing customer-conscious employees at every level — internal marketing». In: Carole A., Friedman M.L. Handbook of Services Marketing Congram. AMACOM, New York.

15. Gr?nroos C. (1983). Strategic Management and Marketing in the Service Sector. Massachusetts’ Marketing Science Institute, Report №83–104.

16. Lings I.N. (2004). «Internal market orientation: construct and consequences». Journal of Business Research, No. 57, рр. 405–413.

17. Piercy N. (1995). «Customer satisfaction and the internal market: marketing our customers to our employees». Journal of Marketing Practice: Applied Marketing Science, Vol. 1, No. 1, рр. 22–44.

18. State of the Workforce. — Подробнее .

19. Theopold S., Schacherer M. (2002). «Internal marketing: review on abroadened concept and its operationalisation». DBA Anglia Business School Research Paper, No. 2, рр. 54–67.

Долженко Руслан Алексеевич

Долженко Руслан Алексеевич
д. э. н.
доцент

Заместитель проректора по научной работе, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета.

г. Екатеринбург

Другие статьи автора 48

Ветрова Татьяна Владимировна

Ветрова Татьяна Владимировна

Старший преподаватель кафедры стратегического маркетинга НИУ ВШЭ.

г. Москва