Токсичные маркетинговые коммуникации: эффекты негативного психологического воздействия на массовое сознание и выработка критериев оценки степени токсичности 
Душкина М.Р.

1
Введение

2
Специфика токсичных маркетинговых коммуникаций

3
Воздействие в маркетинговых коммуникациях с вводом понятия токсичности

4
Таблица 1. Результаты воздействия в маркетинговых коммуникациях в соответствии с моделью APACIMA 
Модель воздействия в случае токсичной маркетинговой коммуникации
Эффекты токсичных коммуникаций в маркетинге

5
Таблица 2. Модель воздействия на адресата при продвижении (токсичная коммуникация)

6
Пример из практики малого бизнеса: онлайн-исследование токсичных коммуникаций
Результаты социально- психологического воздействия токсичных коммуникаций

7
Социально-психологические последствия токсичных коммуникаций в динамике: временной срез

8
Отдаленные социальные результаты токсичных маркетинговых коммуникаций
Каковы критерии оценки эффективности и эффектов маркетинговой коммуникации?

9
Подходы к комплексной оценке эффективности коммуникаций

10
Правило нетоксичности — императив оценки эффективной коммуникации?
Таблица 3. Образец сводного постатейного анализа эффективности потраченных на рекламу средств из годового отчета

11
Матрица оценки основных видов имк: характеристики токсичности
Оценка токсичности коммуникации с учетом характера психологического воздействия

12
Таблица 4. Характеристики токсичности основных видов маркетинговых коммуникаций: матрица оценки
Таблица 5. Вариант стандартного чек-листа для оценки рекламной коммуникации 

13
Таблица 5. Вариант стандартного чек-листа для оценки рекламной коммуникации (продолжение) 
Таблица 6. Оценка коммуникации по эффектам социально-психологического воздействия на адресата сообщения 

14
Таблица 6. Оценка коммуникации по эффектам социально-психологического воздействия на адресата сообщения
Заключение

15
Литература

Ключевые слова: эффекты маркетинговых коммуникаций, токсичный маркетинг, токсичность социально-психологического воздействия, критерии оценки токсичности, негативные социальные эффекты, массовое сознание, восприятие и отношение потребителей, качественное маркетинговое исследование, фокус-группа, контент-анализ 

Аннотация

Статья посвящена токсичным маркетинговым коммуникациям и возникающим в  их процессе негативным эффектам психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание. В контексте социальной психологии рассматриваются основные подходы к оценке степени токсичности этих эффектов с точки зрения психологии влияния и предлагаются возможные критерии адекватной оценки.

Журнал: «Маркетинговые коммуникации» — №4, 2019 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 16
Кол-во знаков: около 32,671

DOI

10.36627/2619-1407-2019-4-4-270-285 — https://doi.org/10.36627/2619-1407-2019-4-4-270-285

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Алашкин П. Все о рекламе и продвижении в Интернете. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. — М.: РусПартнер Лтд., 2007. 

3. Душкина М.Р. Агрессивный маркетинг — проявление агрессии в маркетинговых коммуникациях, социально-психологические эффекты, механизмы и следствия // Реклама: Теория и практика. — 2019. — №4. — С. 246–263.

4. Душкина М.Р. О методологии продвижения инновационной продукции и ИМК в рамках маркетинга инноваций // Сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы «Методическое обеспечение подготовки и выполнения проектов, предназначенных для международного технологического сотрудничества». — М.: МИЭТ, 2009. — С. 21–24.

5. Душкина М.Р. Об управлении продвижением в маркетинге и интегрированных маркетинговых коммуникациях // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социально-экономического развития России». — Выпуск VII . — М.: Дашков и К, 2007. — С. 154–163.

6. Душкина М.Р. Основные направления интеграции коммуникационной платформы продвижения инновационной продукции и инструменты анализа в управлении маркетингом инноваций // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга». — Белгород, 2009. — С. 110–117.

7. Душкина М.Р. Психологическое воздействие и рекрутинговые коммуникации в контексте токсических практик управления персона-лом // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Психология управления персоналом и социальное предпринимательство», 14–15 ноября 2019 г. — Нижний Новгород: ННГУ, 2019.

8. Душкина М.Р. Психология влияния в деловом общении и социальных коммуникациях: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019. 

9. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие. — СПб.: Пи-тер, 2016. 

10. Ионова С.В. Токсичный руководитель: лингвоэкология речевого поведения // Экология языка и коммуникативная практика. — 2018. — №4. — С. 1–12.

11. Кожушко О.А., Чуркин И., Агеев А. и др. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: Учебное по-собие. — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015.

12. Комиссарова Л.М., Кореняк А.В. Коммуникативная эффективность рекламного сообщения (на примере сайтов интернет-СМИ). — Подробнее .

13. Отчет по эффективности рекламной кампании. — Подробнее .

14. Прославились... — Подробнее .

15. Федорова А.Э., Коропец О.А. Токсические практики управления персоналом: социально-психологические аспекты // Социальная и экономическая психология. Новые научные направления. Часть2. — М.: ИПРАН, 2018. — С. 220–227.

16. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Риски современной России. Вестник ин-ститута социологии. — 2013. — №7. — С. 153–181.

17. Чиркина Р.В. Удержание несовершеннолетних от преступного рецидива: механизмы, мотивация, помощь: Монография. — М.: Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2012. 

18. Шенерт В. Грядущая реклама. — М.: ИнтерЭксперт, 1999.

19. Lipman-Blumen J. (2010). Toxic Leadership: а Conceptual Framework. Handbook of Top Management Teams. Springer, England, рр. 214–220. 

Душкина Майя Рашидовна
к. псх. н.
доцент

Доцент кафедры социологии и рекламных коммуникаций Института социальной инженерии РГУ им. А.Н. Косыгина.

г. Москва

Другие статьи автора 16