Направления трансформации маркетинговой деятельности российских компаний в условиях девестернизации отечественного рынка b-2-c 
Матковская Я.С.

1
Введение

3
Трансформации на рынке потребительских товаров
Трансформации, происходящие на российском рынке

7
Характер и содержание явления девестернизации российского рынка потребительских товаров

8
Рис. 1. Компании и бренды, остающиеся на российском рынке и уходящие с него

9
Рис. 2. Компании, заявившие об уходе с российского рынка (по отраслям)

10
Рис. 3. Матрица типологии официально заявленных причин и форм ухода или приостановки деятельности западных компаний на российском рынке

11
Рекомендации по развитию маркетинговой деятельности российских компаний в условиях девестернизации рынков b-2-с

13
Источники

Ключевые слова: российские рынки потребительских товаров, уход иностранных компаний, девестернизация российских рынков, матрица типологии стратегического поведения, сценарии девестернизации, маркетинговые стратегии

Аннотация

В статье рассматривается процесс ухода (приостановки деятельности) с российского рынка потребительских товаров иностранных компаний — девестернизации. Автор описывает, как трансформируется потребительское поведение, какие возможности несет текущая ситуация для развития российских компаний, предлагает матрицу типологии стратегического поведения компаний, покидающих российский рынок, сценарии изменения конфигурации рынков и формулирует направления развития маркетинговой деятельности российских организаций.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2022 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14

DOI

10.36627/2074-5095-2022-3-3-188-201 — https://doi.org/10.36627/2074-5095-2022-3-3-188-201

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Башлыкова Н. Дальние по списку: в РФ создан перечень из 60 претендентов на национализацию. Какие еще сценарии развития отношений с иностранным бизнесом есть у властей. — Подробнее .

2. Варсегова Н. Уйти нельзя остаться: полный список иностранных марок и брендов, которые покидают Россию весной 2022 года. — Подробнее .

3. ВЦИОМ: россияне предпочитают отечественные продукты и импортную бытовую технику. — Подробнее .

4. ВЦИОМ сообщил о влиянии санкций на жизнь 60% россиян. — Подробнее .

5. Гуринович Е. Перекроят рынок. Кто нацелился на место западных компаний в России. — https://1Подробнее .

6. Единороссы внесли в Думу законопроект о внешнем управлении компаниями, ушедшими с рынка РФ. — Подробнее .

7. К чему приведет уход иностранных компаний из России? — Подробнее .

8. Крупные иностранные компании ищут тех, кто присмотрит за их бизнесом в РФ. Эксперты уверены: многие бренды вскоре захотят вернуться на рынок. — Подробнее .

9. Матковская Я.С. Глобальные климатические изменения и перспективы инновационного развития российской экономики // Друкеровский вестник. — 2021. — №4. — С. 80–101.

10. Матковская Я.С. Цифровая экономика как экономика возможностей: с какими рынками и как маркетологам предстоит работать в последующее десятилетие // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — №2. — С. 82–90.

11. Мишустин допустил запрет скачивать приложения из Аpp Store и Google Play. — Подробнее .

12. Незаменимые есть: бизнесмены — об уходе брендов из ТЦ. — Подробнее .

13. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2005.

14. Российские потребители ищут возможности выбора в пользу климата. — Подробнее .

15. Скоробогатых И.И., Волошина Г.А., Кадерова В.А., Исаев А.А. Кросс-культурные факторы в маркетинговых исследованиях специализированных рынков // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2021. — №2(144). — С. 82–93.

16. Словарь трендвотчера: что такое тренд и как он распространяется. — Подробнее .

17. Социологи описали пять стратегий россиян в кризис. — Подробнее .

18. Только свои: как россияне оценивают одежду и обувь отечественных брендов. — Подробнее .

19. Траут Дж. Траут о стратегии. Рынок ошибок не прощает. — СПб.: Питер, 2007.

20. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: битва за умы. — СПб.: Питер, 2007.

21. Траут Дж., Ривкин С. Новое позиционирование. Все о бизнес-стратегии №1 в мире. — СПб.: Питер, 2007.

22. Хачатрян Р. Немецкая OBI передаст российский бизнес в доверительное управление на фоне конфликта с местными топ-менеджерами. — Подробнее .

23. Худякова Д. Смогут ли российские платья заменить ушедшие иностранные бренды. — Подробнее .

24. Цепелева М. Российские производители рассказали о дефиците материала для самоклеящихся этикеток. — Подробнее .

25. Шакирова М., Ганжур Е., Бронтвейн С. Что будет с ценами в ресторанах из-за удорожания импортных продуктов. — Подробнее . 26. Шаховская Л.С. и др. Стратегический маркетинг в международном бизнесе: Учебное пособие. — Волгоград: ВолгГТУ, 2016.

27. Global Powers of Retailing 2022. — Подробнее .

28. Gone for Now, or Gone for Good? How to Play the New Talent Game and Win Back Workers. — Подробнее .

29. Risk and Resilience in Consumer-goods Supply Chains. — Подробнее .

Матковская Яна Сергеевна

Матковская Яна Сергеевна
д. э. н.
доцент

Ведущий научный сотрудник ИПУ РАН им. В.А. Трапезникова.

г. Москва

Другие статьи автора 11