Оценка успешности выпускников «школы старшеклассников»: маркетинговая методология исследования и результаты 
Мусатова Ж.Б., Перепелкин Н.А., Екимова К.В., Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Мусатов Б.В.

2
Введение

3
Обзор литературы

5
Рис. 1. Портрет выпускника независимой школы The Buckley School

6
Методология и методы исследования

8
Некоторые результаты исследования: контент-анализ вторичной информации
Анализ передового зарубежного опыта проектирования и реализации предпрофессиональных программ, реализуемых совместно с партнерскими организациями

9
Рис. 2. Этапы программы (алгоритм) комплексного исследования

10
Таблица 1. Краткое описание объекта и предмета кабинетного исследования

11
Таблица 2. Необходимые вторичные данные об отечественном и зарубежном опыте и их источники
Таблица 3. Обобщение опыта российских средних школ в части проектирования и реализации предпрофессиональных

12
Таблица 3. Обобщение опыта российских средних школ в части проектирования и реализации предпрофессиональных

13
Результаты полевых исследований — глубинных интервью с выпускниками средних школ и фокусированных групповых дискуссий с преподавателями вузов

14
Таблица 4. Обобщение зарубежного опыта проектирования и реализации предпрофессиональных программ в средних

16
Источники

Ключевые слова: «Школа старшеклассников», качественные маркетинговые исследования, критерии успешности выпускника, сравнительный анализ предпрофессионального обучения, портрет выпускника, основные образовательные результаты обучающихся

Аннотация

В 2022 г. маркетологи РЭУ им. Г.В. Плеханова провели оценку успешности выпускников школ Москвы, которые участвуют в проекте «Школа старшеклассников». Была проанализирована информация об опыте предпрофессионального образования, были проведены глубинные интервью с выпускниками школ, студентами первых курсов, дискуссии с преподавателями вузов. По результатам исследования авторами предложены портрет (профиль) выпускника «Школы старшеклассников» и модель «Школы старшеклассников» для масштабирования.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №1, 2023 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 17

DOI

10.36627/2074-5095-2023-1-1-2-18 — https://doi.org/10.36627/2074-5095-2023-1-1-2-18

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Агафонова Н.Г., Буйлова И.Ю. Сетевое взаимодействие в организации профильного обучения // Источник. — 2019. — №3. — С. 14–16.

2. Березин И.С. О сходстве и различиях между маркетинговыми и социологическими опросами. — Подробнее .

3. Васильева Т.В. Школа старшеклассников. — Подробнее .

4. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. — 2005. — №9. — C. 65–72.

5. Дианина Е.В. Российская и зарубежные системы управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи: сравнительный анализ // Социодинамика. — 2017. — №3. — С. 10–17.

6. Замятина О.М. Организация профильного обучения в образовательных организациях Томской области. — Подробнее .

7. Комплексный проект «Школа ступеней». — Подробнее .

8. Концепция развития профильного обучения в системе общего образования Томской области в 2019–2025 годы. — Подробнее .

9. Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография. — СПб.: Центр стратегических исследований, 2012.

10. Кузьмина Т.И. Методологические подходы к созданию профиля потребителя // Известия МГТУ «МАМИ». — 2015. — Том9. — №1–5. — C. 56–60.

11. Лужецкая И.Г., Матина О.Г., Олефир Л.Н., Кузьмин Д.А., Нестерова Т.М. Образовательная практика реализации моделей профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия. — Подробнее .

12. Каспржак А.Г., Белоусов Д.В., Кобцева А.А., Малинникова Т.В. Сетевые программы профильного обучения старшеклассников в условиях интенсивной образовательной миграции // Образовательная политика. — 2022. — №1(89). — С. 66–79.

13. Маккей Х. Как плавать среди акул и не быть съеденным заживо / Пер. с англ. Ю.В. Семенова. — М.: Попурри, 2008.

14. Минина Е.В., Павленко Е.С., Кирюшина М.А., Якубовская А.А. Карьерное консультирование в современном мире: теории и практики в России и за рубежом. — Подробнее .

15. Мрочковский Н., Тришин М. Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей. — СПб.: Питер, 2012.

16. Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 31 августа 2021 г. №443 «Об утверждении стандартов городских проектов предпрофессионального образования и проекта «Школа старшеклассников» в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы» (с изменениями и дополнениями). — Подробнее .

17. Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413». —Подробнее .

18. Пупкова Е.А. Портрет выпускника основной школы: возможные пути приближения // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. — 2020. — №9. — С. 132–138.

19. Рогозина Т.В., Березина О.Л., Алексеева С.А. Кластер классов психолого-педагогической направленности как инструмент развития региональной системы образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2021. — №4(73). — С. 45–54.

20. Стандарт проекта «Школа старшеклассников». — Подробнее .

21. Топешкина Н.В. Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе // Экономика в школе. — 2012. — №1. — C. 34–46.

22. Шамсутдинова И.Г., Павлова О.И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. — 2007. — №4. — С. 101–111.

23. Alfeld С., Charner I., Johnson L., Watts E. (2013). Work-Based Learning Opportunities for High School Students. Louisville: National Research Center for Career and Technical Education University of Louisville.

24. Apeha E., Gabrys B., Schierz A. (2014). «Customer profile classification: to adapt classifiers or to relabel customer profiles?» Neurocomputing, Vol. 132, рр. 3–13.

25. Arcayera R.A.A. (2021). «Career exits of the Senior High School graduates of Surigao City National High School». Proceedings of the 2nd International Multidisciplinary Research Conference. Athens, Greece.

26. Carada P.I.G., Aliazas J.V.C., Palacio L.C., Palacio Ch.M.A.C. (2022). «Perceived skills and employability of senior high school graduates: basis for youth employment». International Journal of Social Sciences and Humanities Invention, Vol. 9(1), рр. 6759–6766.

27. Careers Guidance in Schools, Colleges and Universities (England). — Подробнее .

28. Heejin J., Go S. (2021). «The effect of the School-to-Work Programme on the employment of vocational high school graduates». Applied Economics Letters, Vol. 28(9), рр. 765–768.

29. Hemelt S.W., Lenard M., Paeplow C.G. (2018). «Building bridges to life after high school: contemporary career academies and student outcomes». Economics of Education Review, Vol. 68, pp. 161–178.

30. Kettunen J., Vuorinen R., Ruusuvirta O. (2016). «European lifelong guidance policy network representatives’ conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies». International Journal for Educational and Vocational Guidance, Vol. 16(3), рр. 327−342.

31. Lifelong Guidance in Finland. — Подробнее .

32. Meredith L. (1985). «Developing and using a customer profile data bank». Industrial Marketing Management, Vol. 14(4), рр. 255–268.

33. Mulvey M. (2006). «Career guidance in England: retrospect and prospect». British Journal of Guidance & Counselling, Vol. 34(1), рр. 13–30.

34. Our Portrait of a Graduate. — Подробнее .

35. Portrait of a Graduate. — Подробнее .

36. Smith W.R. (1956). «Product differentiation and market segmentation as alternative marketing strategies». Journal of Marketing, Vol. 21(1), pp. 3–8.

37. Strategy for Lifelong Guidance 2020–2023. — Подробнее .

Скоробогатых Ирина Ивановна

Скоробогатых Ирина Ивановна
д. э. н.
профессор

Заведующая кафедрой маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Область научных интересов: маркетинговые исследования, кросс-культурные исследования особенностей потребительского поведения.

Другие статьи автора 41

Мусатов Борис Владимирович

Мусатов Борис Владимирович
д. э. н.
профессор

Профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Научные интересы: планирование маркетинга, эффективность маркетинга, стратегический маркетинг, экономический анализ маркетинговых решений.

Другие статьи автора 9

Сидорчук Роман Роальдович

Сидорчук Роман Роальдович
д. э. н.
профессор

Профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Другие статьи автора 11

Мусатова Жанна Борисовна

Мусатова Жанна Борисовна
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Другие статьи автора 13

Перепелкин Николай Александрович

Перепелкин Николай Александрович
к. э. н.
доцент

Управляющий партнер компании YES — your event solutions, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г.В. Плеханова, член редакционной коллегии Международного журнала молодежной экономики. Представитель международного проекта Inspiration Economy в России.

г. Москва

Сфера научных интересов: событийный маркетинг, бренд-менеджмент в сфере предметов роскоши и потребительских товаров, методы оценки брендов .

Другие статьи автора 5

Екимова Ксения Валерьевна

Екимова Ксения Валерьевна
д. э. н.
профессор

Проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Профессиональные интересы: анализ финансовой устойчивости учреждений высшего образования, перспективные вузовские научные исследования в области экономики и управления .