Оценка уровня удовлетворенности жителей городской агломерации мультимодальными перевозками на общественном транспорте 
Мусатова Ж.Б.

1
Введение

4
Обзор литературы
Мультимодальные перевозки в городских агломерациях

5
Удовлетворенность потребителей (пассажиров) как важнейшая маркетинговая категория в маркетинговых исследованиях транспортного комплекса

8
Методология и методы исследования

10
Данные статистики

11
Рис. 1. Динамика численности населения Москвы, Московской области и Московской агломерации в целом (население Москвы и области) за период с 1999 по 2023 гг.

12
Рис. 2. Пассажиропоток на общественном транспорте в Московской агломерации с разбивкой по видам общественного транспорта (за декабрь 2023 г.)
Рис. 3. Годовой пассажиропоток
Выводы и направления будущих исследований

13
Рис. 4. Динамика изменения степени использования личного транспорта жителями Москвы в пользу общественного транспорта за период 2019–2023 гг.

14
Литература

Ключевые слова: мультимодальные перевозки общественным транспортом, Московская городская агломерация, удовлетворенность пассажиров мультимодальными перевозками общественным транспортом, интеграция городского и пригородного транспорта

Аннотация

Оценка удовлетворенности жителей мегаполисов и прилегающих к ним территорий уровнем развития системы общественного транспорта, который развивает возможности мобильности жителей, является одним из приоритетов маркетинговых исследований транспорта в России и в других странах с крупными городскими агломерациями. В статье представлена авторская адаптированная методология оценки уровня удовлетворенности жителей мультимодальными перевозками и некоторые результаты предварительных исследований.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №2, 2024 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Городская агломерация. — Подробнее .

2. World Urbanization Prospects. — Подробнее .

3. Largest Urban Agglomerations Worldwide in 2023, by Population. — Подробнее .

4. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Статья 20. Стратегия пространственного развития Российской Федерации. — Подробнее .

5. Журавлева Н.А., Сакович И.Л. Интеграция железнодорожных перевозок в транспортные системы городских агломераций // Транспорт Российской Федерации. — 2018. — №6(79). — С. 26–29.

6. Копылова Е.В. Оптимизация пригородных пассажирских перевозок на основе организации пассажиропотока: Дис. д. т. н. — Москва, 2021.

7. Lukina A.V., Sidorchuk R.R., Mkhitaryan S.V., Skorobogatykh I.I., Musatova Z.B. (2023). «A new combined model for assessing the perceived accessibility of public transport by consumers in the megapolis». Emerging Science Journal, Vol. 7(6), pp. 2239–2259.

8. Timokhina G., Mkhitaryan S., Skorobogatykh I., Ivashkova N., Shirochenskaya I. (2022). «Managing customer satisfaction with metropolitan public transport services based on perceived quality assessments». Journal of Eastern European and Central Asian Research, Vol. 9(3), pp. 447–461.

9. Lukina A.V., Sidorchuk R.R., Mkhitaryan S.V., Stukalova A.A., Skorobogatykh I.I. (2021). «Study of perceived accessibility in daily travel within the metropolis». Emerging Science Journal, Vol. 5(6), pp. 868–883.

10. Timokhina G., Ivashkova N., Skorobogatykh I., Murtuzalieva T., Musatova Z. (2020). «Management of competitiveness of metropolis public transport in the COVID-19 pandemic based on core consumers’ values». Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. Vol. 6(4), p.192.

11. Сакович И.Л. Экономическое обоснование вариантов интеграции железнодорожных перевозок в транспортные системы городских агломераций: Автореф. дис. к. э. н. — СПб., 2018.

12. Дунаев О.Н., Гуц А.В. Рынок пассажирских перевозок: пути организации мультимодальных перевозок // Транспорт Российской Федерации. — 2019. — №1(80). — С. 23–27.

13. Романов А.С. Уточнение понятийного аппарата процессов взаимодействия различных видов транспорта при организации смешанных перевозок // Бюллетень результатов научных исследований. — 2019. — №2. — С. 99–108.

14. Miller J.A. (1977). «Studying satisfaction, modifying models, eliciting expectations, posing problems, and making meaningful measurements». In: Conceptualization and Measurement of Consumer Satisfaction and Dissatisfaction: Proceedings of Conference, Conducted by Marketing Science Institute with Support of National Science Foundation. Cambridge, Mass.: Marketing Science Institute, pр. 72–91.

15. Лукина А.В., Тимохина Г.С., Муртузалиева Т.В., Мхитарян С.В., Сидорчук Р.Р. Влияние потребительского опыта на оценку воспринимаемой транспортной доступности в мегаполисе // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2023. — Т.14. — №3. — С. 484–499.

16. Рахматуллина А.Р. Методические положения повышения качества услуг городского общественного транспорта: Автореф. дис. к. э. н. — Самара, 2015.

17. Levitt T. (1980). Marketing Success Through Differentiation — of Anything. — Подробнее .

18. Kotler Ph., Keller K.L. (2003). Marketing Management. Prentice-Hall, Upper Saddle River, NY, USA.

19. Фасхиев Х.А. Моделирование удовлетворенности потребителей нового продукта при его разработке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т.31. — С. 291–295.

20. Сидорчук Р.Р., Ефимова Д.М. Исследование удовлетворенности услугами московского городского пассажирского транспорта // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. — №6. — С. 32–40.

21. Lopatinskaya I., Ivashkova N., Timokhina G., Skorobogatykh I., Shirochenskaya I., Grineva O. (2021). «Managing the competitiveness of Moscow underground (metro) based on consumer satisfaction». Journal of Eastern European Research in Business and Economics, Vol. 2021, p. 126026.

22. Eboli L., Mazzula G. (2007). «Service quality attributes affecting customer satisfaction for bus transit». Journal of Public Transportation, Vol. 10, рр. 21–34.

23. Eboli L., Mazzula G. (2011). «A methodology for evaluating transit service quality based on subjective and objective measures from passenger’s point of view». Transportation Policy, Vol. 18, рр. 172–181.

24. Tyrinopoulos Y., Aifadopoulou G. (2008). «A complete methodology for the quality control of passenger services in the public transport business». European Transport / Trasporti Europei, Vol. 38, рр. 1–16.

25. Parasuraman A., Zeithaml V.A., Berry L.L. (1985). «A conceptual model of service quality and its implications for future research». Journal of Marketing, Vol. 49(4), pp. 41–50.

26. Parasuraman A., Zeithaml V.A., Berry L.L. (1988). «SERVQUAL: a multiple-item scale for measuring consumer perceptions of service quality». Journal of Retailing, Vol. 64(1), рр. 12–40.

27. Kano N., Seraku N., Takahashi F., Tsuji S. (1984). «Attractive quality and must-be quality». Journal of the Japanese Society for Quality Control, Vol. 41, рр. 39–48.

28. Eboli L., Mazzula G. (2007). «Service quality attributes affecting customer satisfaction for bus transit». Journal of Public Transportation, Vol. 10, рр. 21–34.

29. Habib K.M.N., Kattan L., Islam M.T. (2011). «Model of personal attitudes towards transit service quality». Journal of Advanced Transportation, Vol. 45, рр. 271–285.

30. Ibrahim A.N.H., Borhan M.N., Zakaria N.A., Zainal S.K. (2019). «Effectiveness of commuter rail service towards passenger’s satisfaction: A case study from Kuala Lumpur, Malasia». International Journal of Engineering and Technology, Vol. 8(1.2), рр. 50–55.

31. Iseki H., Yaulor B.D. (2010). «Style versus service? An analysis of user perceptions of transit stops and stations». Journal of Public Transportation, Vol. 13, рр. 23–48.

32. Oña L., Oña R. (2015). «Quality of service in public transport based on customer satisfaction surveys: A review and assessment of methodological approaches». Transportation Science, Vol. 49(3), рр. 605–622.

33. Oña L., Oña R., Eboli L., Mazzula G. (2013). «Perceived service quality in bus transit service: A structural equation approach». Transportation Policy, Vol. 29, рр. 219–226.

34. Tyrinopoulos Y., Antoniou C. (2008). «Public transit user satisfaction: Variability and policy implications». Transportation Policy, Vol. 15, рр. 260–272.

35. An Z., Heinen E., Watling D. (2022). «Multimodal travel behaviour, attitudes, and cognitive dissonance». Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 91(1), рр. 260–273.

36. McIlroy R.C. (2023). «This is where public transport falls down: Place based perspectives of multimodal travel». Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 98, рр. 29–46.

37. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». — Подробнее .

38. Статистический портал города Москвы и Московской агломерации. — Подробнее .

39. Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2021 год. — Подробнее .

40. Данные по работе Московского транспорта. — Подробнее .

Мусатова Жанна Борисовна

Мусатова Жанна Борисовна
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

г. Москва

Другие статьи автора 14