Цифровые бизнес-платформы как инструмент трансформации маркетинговой деятельности 
Яненко М.Б., Яненко М.Е.

1
Введение

2
Термины, технологии, методы исследования цифровых бизнес- платформ

4
Влияние цифровых бизнес-платформ на трансформацию рынков и элементы комплекса маркетинга

5
Влияние цифровых бизнес-платформ на трансформацию рынков и инновации в товарной политике

6
Роль цифровых бизнес-платформ в создании новых ценностей и инновации в ценовой политике

7
Цифровые бизнес-платформы и инновации в каналах распределения

8
Трансформация взаимодействия с целевой аудиторией и инновации в коммуникационной политике

9
Влияние цифровых бизнес-платформ на трансформацию маркетинговой деятельности

10
Заключение
Литература

Ключевые слова: комплекс маркетинга, маркетинг, менеджмент, платформы, цифровые технологии

Аннотация

На основе анализа опыта применения цифровых платформ в бизнесе сформулировано определение бизнес-платформ с позиции маркетинга, показаны механизмы их влияния на элементы комплекса маркетинга, даны рекомендации по использованию платформ в маркетинговой деятельности. Полученные результаты позволяют сформировать методологическую базу применения цифровых бизнес-платформ в качестве маркетинговых инструментов интеграции и продвижения продукции.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №2, 2024 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 11
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Nambisan S., Zahra S.A., Luo Y. (2019). «Global platforms and ecosystems: Implications for international business theories». Journal of International Business Studies, Vol. 50, рр. 1464–1486.

2. Stallkamp M., Schotter A.P.J. (2019). «Platforms without borders? The international strategies of digital platform firms». Global Strategy Journal, Vol. 11(1), рр. 58–80.

3. Платформенная экономика в России: потенциал развития. — Подробнее .

4. Hossain A., Akter S., Yanamandram V., Strong C. (2024). «Navigating the platform economy: Crafting a customer analytics capability instrument». Journal of Business Research, Vol. 170, р. 114260.

5. Khan Z., Zeng J., Knight G., Rajwani T., Pattnaik C. (2023). «Non-market strategies and disruptive innovation in the platform economy». Journal of International Management, Vol. 29(5), р. 101047.

6. Ha S., Park Y., Kim J., Kim S. (2023). «Research trends of digital platforms: A survey of the literature from 2018 to 2021». Telecommunications Policy, Vol. 47(8), р. 102543.

7. Pussinen P., Wallin A., Hemilä J. (2023). «The hope of exponential growth — Systems mapping perspective on birth of platform business». Digital Business, Vol. 3(2), р. 100060.

8. De Reuver M., Sørensen C., Basole R.C. (2017). «The digital platform: A research agenda». Journal of Information Technology, Vol. 33(2), рр. 124–135.

9. Moazed А. Platform Business Model — Definition. What is it? Explanation. — Подробнее .

10. Zhao Y., Delft S., Morgan-Thomas A., Buck T. (2020). «The evolution of platform business models: Exploring competitive battles in the world of platforms». Long Range Planning, Vol. 53(4), р. 101892.

11. Hagiu A., Wright J. (2015). «Multi-sided platforms». International Journal of Industrial Organization, Vol. 43, рр. 162–174.

12. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию. — Подробнее .

13. An Introduction to Online Platforms and Their Role in the Digital Transformation (2019). Paris: OECD Publishing.

14. Селина М.В. Картотека: цифровые платформы, экосистемы и супераппы. Какие функции они выполняют и во что трансформируются в будущем. — Подробнее .

15. Ianenko M., Ianenko M., Kirillova T., Amakhina S., Nikitina N. (2020). «Digital transformation strategies of trade enterprises: key areas, development and implementation algorithms». Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol. 940(1), р. 012051.

16. Ianenko M.B., Ianenko M.E., Shevchuk E.V. (2023). «Innovative promotion technologies: Brand management in the digital environment». Platforms, Vol. 1(1), рр. 18–25.

17. Ianenko M., Ianenko M., Shevchuk E. (2022). «Digital transformation of marketing activities in transport systems management during COVID-19: experience, problems, prospects». Transportation Research Procedia, Vol. 63(2), рр. 878–886.

18. Cusumano M., Gawer А., Yoffie D. (2019). The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power. HarperCollins.

19. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Цифровой маркетинг: учебное пособие. — СПб.: СПбГЛТУ, 2023.

20. Ruutu S., Casey T., Kotovirta V. (2017). «Development and competition of digital service platforms: A system dynamics approach». Technological Forecasting and Social Change, Vol. 117, рр. 119–130.

21. Gregory R.W., Henfridsson O., Kaganer E., Kyriakou H. (2020). «The role of artificial intelligence and data network effect for creating user value». Academy of Management Review, Vol. 46(3).

22. Gawer A. (2022). «Digital platforms and ecosystems: remarks on the dominant organizational forms of the digital age». Innovation, Vol. 24(1), рр. 110–124.

23. Varga S., Cholakova M., Jansen J., Mom T., Kok J. (2023). «From platform growth to platform scaling: The role of decision rules and network effects over time». Journal of Business Venturing, Vol. 38(6), р. 106346.

24. Ianenko M., Ianenko M., Huhlaev D., Martynenko O. (2018). «Digital transformation of trade: Problems and prospects of marketing activities». Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure and Service, Saint-Petersburg.

25. Zhou X., Liu H., Li J., Zhang K., Lev B. (2023). «Channel strategies when digital platforms emerge: A systematic literature review». Omega, Vol. 120(3), р. 102919.

26. Liu H., Xu T., Jing S., Liu Z., Wang S. (2023). «The interplay between logistics strategy and platform’s channel structure design in B2C platform market». European Journal of Operational Research, Vol. 310(2), рр. 812–833.

27. Decoding the Digital Marketing Mix. — Подробнее .

Яненко Марина Борисовна

Яненко Марина Борисовна
д. э. н.
профессор

Профессор Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, эксперт научно-технической сферы Минобрнауки РФ.

г. Санкт-Петербург

Автор более 100 научных и учебно-методических работ в области маркетинга, бренд-менеджмента, в том числе 24 монографий, 15 учебников и учебных пособий.

Яненко Михаил Евгеньевич

Яненко Михаил Евгеньевич
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности СПбГЛТУ им. С.М. Кирова, эксперт научно-технической сферы Минобрнауки РФ.

г. Санкт-Петербург

Автор более 90 печатных работ научно-технической и экономической тематики, в том числе 14 монографий, семи учебников и учебных пособий.