Несмотря на огромное значение оценки успешной деятельности предприятия, критерии оценки эффективности маркетинга до сих пор почти не изучены. В этой статье описывается проведенное в Англии и в Испании исследование по сопоставлению и анализу маркетинговых показателей, как стоимостных, так и нестоимостных, а также характеристик потребителей и конкурентов компании. Результаты, полученные в Испании, сравниваются с данными исследований английских предприятий. Испанские предприниматели, придававшие финансовым показателям гораздо меньшее значение, чем их английские коллеги, очевидно, лучше усвоили основные принципы маркетинга. В обеих странах ориентация предприятия определялась теми показателями, которым отдавалось наибольшее предпочтение. По всей видимости, инструменты маркетинга в Испании анализируются гораздо чаще, чем в Англии. В Испании показатели чаще сравниваются с результатами предыдущего года, в то время как в Англии принято сверяться с маркетинговым планом. Испанские менеджеры в большей степени удовлетворены показателями, по которым они оценивают успех своего предприятия, однако и те, и другие считают, что эти показатели требуют усовершенствования.