За последние несколько лет управление отношениями с потребителями и программы поощрения лояльных клиентов получили повсеместное признание компаний и привлекли самое пристальное внимание маркетологов, консультантов и ученых. В статье рассматривается вопрос о том, как уровень усилий, которые необходимо приложить для получения награды в рамках программы по созданию лояльности (ПСЛ), влияет на привлекательность этой программы в восприятии покупателей. Выдвигается предположение, что в определенных условиях более высокие требования, предъявляемые ПСЛ, не только не отталкивают клиентов, а, напротив, усиливают вероятность того, что данный потребитель присоединится к ней. Авторы считают, что потребители часто оценивают программы по созданию лояльности, исходя из сравнения собственных, индивидуальных усилий, требующихся для получения вознаграждения в качестве лояльного клиента, со средними, референтными усилиями (усилиями типичных потребителей). Если покупатель полагает, что лично от него программа требует меньших усилий (он имеет преимущество в усилиях над средним потребителем), то это убеждает его в том, что она соответствует его индивидуальным характеристикам. В подобном случае более высокие требования программы дополнительно увеличивают ощущение преимущества над остальными покупателями и способны повысить общую воспринимаемую ценность программы. В поддержку своего предположения авторы проводят ряд опросов, в ходе которых воздействуют на воспринимаемое соответствие программ по созданию лояльности индивидуальным характеристикам респондентов путем уменьшения усилий индивидуума или путем увеличения усилий референтной группы. Полученные исследователями данные свидетельствуют, что:
1) феномен воспринимаемого соответствия проявляется бессознательно;
2) воспринимаемое соответствие служит промежуточным фактором в воздействии требуемых для получения награды усилий на отклик потребителя, вызываемый программой по созданию лояльности;
3) альтернативная попытка объяснить результаты воздействием сигналов привлекательности предложения не получила подтверждения в ходе опросов. Авторы поясняют, что установленные ими факты являются частью более широкого феномена, которому они дают название "эвристики воспринимаемого соответствия индивидуальным характеристикам".
Ключевым фактором, влияющим на отклик покупателей на маркетинговые программы и меры по стимулированию сбыта, выступает воспринимаемое относительное преимущество данного потребителя (над референтной группой), или соответствие программы уникальным обстоятельствам и предпочтениям потребителя.