Ориентация на рынок российских компаний: постановка проблемы, исследование и перспективы 
Семенов И.В., Кубахов П.С., Малкова Т.Г.

Проблема несоответствия стратегической ориентации компании требованиям рынка;
Исследование сущности и необходимости ориентации на рынок для российских компаний;
Результаты поэтапного анализа эволюции термина "ориентация на рынок";
Методика внутрифирменной диагностики ориентации на рынок и направления ее практического использования;
Результаты тестирования и направления совершенствования анкеты Ламбена;

Ключевые слова: инновация, маркетинг, ориентация на рынок, стратегический маркетинг

Аннотация

В статье поднимаются проблемные вопросы из области ориентации на рынок (ОР) российских компаний: неоднозначность терминологии, ограничения существующего методического инструментария и целесообразность практического использования менеджерами. Авторы представили результаты исследования сущности, определений и оценок ОР 216-ти компаний Московского региона, предложили методику внутрифирменной диагностики ОР и обозначили перспективы дальнейших изысканий в данной области.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №5, 2009 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 19
Кол-во знаков: около 36,146
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Аренков И.А., Бичун Ю.А., Плетнев О.А., Селиашвили Д.С. Исследование рыночной ориентации предприятий Санкт-Петербурга // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2006. — №1. — С. 94-101.

2. Крылова Ю.В. Исследование рыночной ориентации российских инновационных фирм. — Подробнее .

3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. — СПб.: Питер, 2004. — 800 с.

4. Малкова Т.Г. Внутрифирменная методика оценки ориентации на рынок и ее практическое использование // Маркетинг. — 2009. — №1. — С. 31-43.

5. Семенов И.В. Маркетинговые стратегии развития организации. — М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005. — 128 с.

6. Семенов И.В. Маркетинговый парадокс и стратегическая ориентация организации // Маркетинг. — 2004. — №1. — С. 110-124.

7. Семенов И.В., Кубахов П.С. Стратегическая инновация и маркетинг: от противоположности к единству // Маркетинг. — 2005. — №5. — С. 46-55.

8. Семенов И.В., Кубахов П.С., Малкова Т.Г. Ориентация на рынок российских компаний: от маркетинга к инновациям? / Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: Неопубликованные тезисы научной конференции 20-21 ноября 2008 г. в ГУ-ВШЭ.

9. Семенов И.В., Малкова Т.Г. Практическое использование результатов оценки уровня ориентации на рынок российских компаний / Актуальные проблемы управления — 2008: Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Вып. 5. — М., 2008. — С. 175-179.

10. Электронная база данных периодических научных изданий Emerald. — Подробнее .

11. Электронная база данных периодических научных изданий ProQuest. — Подробнее .

12. Электронная база данных периодических научных изданий EBSCO. — Подробнее .

13. Kim C.W., Mauborgne R.A. (2005). Blue Ocean Strategy: How to Create Uncontested Market Space and Make the Competition Irrelevant. Boston, MA: Harvard Business School Press.

14. Kotler P., Jain D.C., Maesincee S. (2002). Marketing Moves: A New Approach to Profits, Growth, and Renewal. Boston, MA: Harvard Business School Press.

15. Kumar N. (2004). Marketing as Strategy: Understanding the CEO's Agenda for Driving Growth and Innovation. Boston, MA: Harvard Business School.

16. Lambin J.-J., Chumpitaz R.C. (2006). «L'orientation-marche est-elle une strategie rentable pour l'entreprise?» Recherche etApplications en Marketing, Vol. 21, Iss. 2, pp. 1-29.

17. Reibstein D.J., Day G.S., Wind J. (2009). «Is marketing academia losing its way?» Journal of Marketing, Vol. 73, Iss. 4 (July), pp. 1-3.

18. Semenov I.V., Kubakhov P.S. (2008). Market Orientation: а Way toward the Blue Ocean Strategy? Paper presented at IX Conference of International Federation of East Asian Management Associations (IFEAMA): «Modernization of Economy and Managements, October 1-2, Moscow, Russia, pp. 107-116.

Семенов Игорь Владиславович

Семенов Игорь Владиславович
кандидат экономических наук

Доцент кафедры маркетинга Института маркетинга Государственного университета управления.

Москва

Имеет более 50 публикаций по маркетингу. Научные интересы: маркетинговые исследования, маркетинг в малом бизнесе, маркетинг инноваций, промышленный маркетинг и стратегический маркетинг. Член Российской ассоциации обучения предпринимательству (RAEE).

Кубахов Павел Сергеевич

Кубахов Павел Сергеевич
кандидат экономических наук

Начальник отдела маркетинга ООО "РостАгроТрейд" (холдинг ЗАО "РОСТАГРОЭКСПОРТ").

Научные интересы: инновационный менеджмент, маркетинг инноваций, стратегический маркетинг. Имеет восьмилетний практический опыт управления маркетингом на предприятиях пищевой отрасли, специализируется на создании, разработке и продвижении новых продуктов.

Малкова Татьяна Геннадьевна

Малкова Татьяна Геннадьевна
MBA

Директор по маркетингу ОАО "Дмитровский молочный завод".

Москва

Научные интересы: маркетинговые исследования, количественные методы анализа в маркетинге, стратегический маркетинг. Более 12-ти лет занимается управлением маркетингом и продажами на предприятиях пищевой отрасли. Специализируется на организации служб маркетинга, маркетинговом планировании, ценообразовании и продвижении продуктов.