Конкуренция и стратегические инвестиции в российском банковском секторе

Постоянно меняющиеся условия работы ставят российские банки в очень сложное положение. С одной стороны, государственная политика в отношении частного российского капитала не позволяет ему нарастить позиции в банковском секторе. С другой стороны, активное наступление зарубежных банков не добавляет оптимизма. Могут ли российские банки успешно конкурировать с иностранным капиталом? Есть ли способы превратить конкуренцию в сотрудничество? Независимый аналитик оценивает ситуацию и тенденции в российском банковском секторе, выявляет препятствия для привлечения иностранных стратегических инвесторов и дает советы по повышению инвестиционной привлекательности банка.

Маркетинг отношений. Друзьями не рождаются, друзьями становятся

В предыдущей статье мы предприняли попытку внести свой вклад в развитие представлений об интегрированных маркетинговых коммуникациях. На наш взгляд, логичным продолжением разговора об ИМК является обсуждение концепции маркетинговых коммуникаций, которую в последнее десятилетие принято обозначать как "маркетинг отношений". В ее основе лежит следующее "революционное" утверждение: все, что помогает продукту выстраивать долгосрочные, однозначно идентифицируемые, устойчивые отношения с потребителем на эмоциональном и рациональном уровне, является рекламой.

Главная идея этой концепции состоит в том, что объектом управления является не столько совокупное решение известных 4Р, сколько коммуникации (отношения) с потребителем и другими участниками процесса купли-продажи.

Методы управления рисками при совершении крупных сделок в кредитных организациях

В работе рассмотрен порядок одобрения крупных сделок в кредитной организации, действующей в форме акционерного общества, в соответствии со ст. 78, 79 Федерального закона "Об акционерных обществах".

С целью снижения риска текущей финансово-хозяйственной деятельности предлагается уточнить определение крупной сделки, содержащееся в Федеральном законе "Об акционерных обществах", и установить взаимосвязь между величиной сделки и собственными средствами (капиталом) кредитной организации. В статье предложены рекомендации по активному управлению данным риском, описан механизм его контроля.

Логико-вероятностная модель оценки кредитного риска физических лиц в коммерческом банке

В статье описывается логико-вероятностная модель (ЛВ-модель) кредитного риска физических лиц в коммерческом банке. Рассматриваются структура кредитов и представление данных о кредитах, приводятся формулы для определения цены за риск кредита и отношения чисел некорректно классифицируемых "хороших" и "плохих" кредитов. Излагаются методики обучения ЛВ-модели риска по статистике банка, анализу риска кредита и всех кредитов банка. Обоснована прозрачность ЛВ-модели и результатов оценки и анализа риска.
Установлены наиболее важные признаки для описания кредитов банка и признаки, вносящие наибольший и наименьший вклад в среднее значение банковского кредитного риска.

Оценка вероятности дефолта кредитных организаций на основе имитационного моделирования

Существующие в настоящий момент подходы дистанционного анализа ориентированы в
значительной степени на диагностику финансового состояния банка, а не оценку
вероятности дефолта. Для получения подобной оценки может использоваться
имитационная модель деятельности банка. Автором рассматривается один из
возможных подходов к построению модели, приводятся результаты практических
расчетов и верификации для российской банковской системы.

Регулирование кредитного риска в коммерческом банке

В современном российском банковском менеджменте особое значение приобретают проблемы оценки и регулирования кредитного
риска. Несмотря на очевидные плюсы продолжающегося в России
экономического роста и, как следствие, объективного повышения
спроса на кредитные ресурсы, проблемная ситуация заключается в
противоречии между расширением масштабов кредитных операций
российских коммерческих банков и реальным сектором экономики
в условиях сохраняющихся высоких рисков, с одной стороны, и неадекватностью существующих систем риск-менеджмента (или их
полным отсутствием) — с другой. Такое экстенсивное развитие скрывает в себе опасность возникновения кризиса с системными последствиями. Данная статья посвящена актуальным проблемам разработки и внедрения в коммерческих банках современных методов
оценки и регулирования кредитных рисков.

Хорошо ли клиенту? (маркетинговое исследование, анализ лояльности и удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в филиальной сети банка)

Уровень сервиса и качество обслуживания клиентов как важнейшие факторы конкурентоспособности являются одними из ключевых при совершенствовании работы банка по обслуживанию физических лиц. Необходимо проводить систематическое их изучение с целью корректировки выявленных недостатков, а также делать оценку адекватности мер, предпринимаемых для повышения качества обслуживания. Статья посвящена изучению методов и приемов, при помощи которых возможно обеспечить контроль этих показателей в сфере банковских услуг. Использованы результаты исследования качества обслуживания в одном из коммерческих банков, которое было проведено автором в 2004 г.

Измерение банковских операционных рисков на основе усовершенствованных подходов

В свете предстоящего обсуждения нового Базельского соглашения по капиталу ("Базель II") на первый план выступает проблема выбора подхода к расчету норматива достаточности капитала для покрытия рисков. Вопрос выбора методики особенно актуален в отношении операционных рисков, к оценке и управлению которыми российские банки недостаточно подготовлены. В статье сравниваются три различных подхода, предлагаемые Базельским комитетом по банковскому надзору для оценки операционных рисков. Особое внимание уделяется усовершенствованным подходам, основанным на применении внутренних моделей банка.

Моделирование вероятности дефолта российских банков с учетом макропараметров

Показатели надежности банков, например норматив Н1 достаточности капитала, применяемый Центральным банком Российской Федерации, могут иметь различный смысл в периоды подъема и спада экономики.
В статье используется эконометрический подход для анализа влияния факторов макроэкономического окружения на устойчивость банка. Описываемые модели построены на основе базы данных по функционированию российских банков в 1996–2001 гг., а также материалов ЦБ РФ по отзыву банковских лицензий и банкам, попавшим под управление Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Эффективность прогнозов оценивается по критериям, основанным на минимизации потерь инвесторов. Возможно применение данных моделей в системах мониторинга как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Соответствующие подходы рассматриваются в работах Базельского комитета как часть IRB (Internal Rating Based) - внутрибанковской методики оценки риска заемщиков.

Методы анализа банков-контрагентов на рынке МБК

Исторически сложилось так, что на данном этапе развития российской банковской системы среди общей совокупности финансовых рисков наиболее опасными для банков являются кредитные риски, что обусловлено, прежде всего, структурой активных банковских операций, среди которых преобладает выдача ссуд. Учитывая слабую диверсификацию бизнеса отечественных финансовых институтов, дефолт даже одного заемщика может повлечь колоссальные убытки для многих кредитных организаций и поставить их на грань банкротства.
Особое внимание при управлении совокупным кредитным риском банка следует уделять анализу финансового состояния контрагентов по рынку межбанковского кредитования МБК. Данный сегмент финансового рынка играет ключевую роль в обеспечении устойчивого функционирования как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом, и недавние события (произошедшие летом 2004г.), спровоцированные действиями Центрального банка, как нельзя лучше это продемонстрировали.

Банковское дело

(текущий раздел)

Кредитование