Как выбрать инструменты для эффективного взаимодействия с франчайзи
Фоменкова С.С.

Аннотация

В статье раскрыты понятия франчайзинга, франшизы, взаимоотношения франчайзера и франчайзи, а также рассматривается проблема выбора франчайзером типа роялти. Предпринята попытка выявить факторы, влияющие на выбор типа роялти (процент с оборота или фиксированная сумма), с помощью эконометрического анализа. Также автор анализирует факторы, которые влияют на размер установленного типа роялти.

Содержание

1
Введение

2
Франчайзинг и франшиза
Финансовые отношения франчайзера и франчайзи

3
Рис. 1. Распределение объектов франчайзинга по отраслям
Таблица 1. Топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 г. (первые 15 позиций)

4
Рис. 2. Схема отношений франчайзера и франчайзи

6
Обзор литературы

7
Эмпирическая модель

8
Рис. 3. Общая информация по количественным переменным

9
Рис. 4. Частота используемого типа роялти
Рис. 5. Результаты корреляционного анализа (до исключения выбросов)
Рис. 6. График корреляционной зависимости между количеством корпоративных и франшизных точек компании (до исключения выбросов)

10
Рис. 7. Результаты корреляционного анализа (после исключения выбросов)
Logit-модель
Рис. 8. График корреляционной зависимости между количеством корпоративных и франшизных точек компании (после исключения выбросов)

11
Рис. 9. Первоначальные результаты логистической регрессии

12
Рис. 10. Итоговые результаты логистической модели
Рис. 12. Предсказательная способность модели
Альтернативные модели
Рис. 11. Результат логистической регрессии (без пропущенных переменных)

13
Рис. 13. Результаты OLS-регрессии (зависимая переменная — фиксированная сумма роялти)
Рис. 14. Результаты OLS-регрессии (зависимая переменная — размер роялти как процента с оборота)

14
Заключение

15
Литература

17
ПРИЛОЖЕНИЕ. Фрагмент базы данных: сфера торговли

Ключевые слова: франчайзинг, роялти, эконометрический анализ, франшиза, бизнес-модель
Журнал: «Бренд-менеджмент» — №2, 2019 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 17.
Кол-во знаков: около 32,826.

1. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Франчайзинг в торговле: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 104 с.

2. Кабак М.Л. Экономический механизм установления величины ставки роялти во франчайзинговых отношениях // Вестник Томского государственного университета. — 2006. — №292–1. — С. 131–135.

3. Котляров И.Д. Описание финансовых отношений франчайзера и франчайзи // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона: Материалы Международной научно-практической конференции. XIV Макаркинские научные чтения / Отв. ред. Л.А. Коханец. — Саранск: Мордовский гуманитарный университет, 2014. — С. 516–523.

4. Котляров И.Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы. — 2011. — №1. — С. 32–39.

5. Кузнецова А.В., Бандюков А.Н. Открытие новой франчайзинговой сети: расчет ставки постоянных платежей // Экономико-правовые проблемы устойчивого развития отраслей и предприятий: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.А. Красновой, Т.Н. Плесканюк. — Нижний Новгород, 2016. — С. 66–71.

6. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. — М.: Дело, 2004. — 576 с.

7. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. — М.: Сибли Интернэшнл, 1995. — 121 с.

8. Патрушева А.В. Оценка франчайзинговой премии // Сборник трудов XVII Международной научной конференции «Управление экономикой: методы, модели, технологии». — Уфа: УГАТУ, 2016. — С. 289–294.

9. Патрушева А.В. Управление стоимостью бизнеса франчайзи на основе оценки франчайзинговой премии // Вестник НГУЭУ. — 2016. — №4. — С. 294–300.

10. Патрушева А.В. Финансовые отношения франчайзера и франчайзи // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — №21. — С. 29–45.

11. Патрушева А.В. Франчайзинг как инструмент создания стоимости в общественном питании (на примере сети кофеен «Бодрый день») // Экономика. Бизнес. Банки. — 2017. — №4(21). — С. 103–116.

12. Пахомов В.И., Плотников В.А., Усов Д.Ю. Управление сетевыми предприятиями (на примере франчайзинговых сетей). — СПб.: Р-КОПИ, 2014. — С. 174–176.

13. Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 году. — Подробнее .

14. Рожкова Н.К. Выбор метода расчета величины ставки роялти по франчайзинговому договору // Вестник университета. — 2014. — №14. — С. 128–132.

15. Силинг С.А. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. — СПб.: Фонд развития науки, техники и франчайзинга, 1997. — 196 с.

16. Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России: финансово-экономические и право-вые аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. — Серия 9 «Исследования молодых ученых». — 2010. — №8–2. — С. 102–108.

17. Список франшиз реестра. — Подробнее .

18. Тимофеева Е.Г. Экономическое и организационное содержание франчайзинга // Петербургский экономический журнал. — 2015. — №4. — С. 145–153.

19. Франшизы магазинов товаров для дома. — Подробнее .

20. Франшизы общественного питания. — Подробнее .

21. Франшизы оказания услуг населению и бизнесу, бизнес-франшизы. — Подробнее .

22. Франшизы розничной торговли обуви и аксессуаров. — Подробнее .

23. Франшизы розничной торговли: одежда и белье. — Подробнее .

24. Франшизы торговли: бижутерия, ювелирные изделия, часы, подарки. — Подробнее .

25. Холин Е.С. Франчайзинг: концепция формирования системы, тенденции развития в условиях кризиса // Российское предпринимательство. — 2015. — Т.16. — №11. — С. 1657–1670.

26. Accurate Franchising. — Подробнее .

27. Blair R.D., Lafontaine F. (2005). The Economics of Franchising. Cambridge: Cambridge University Press, 358 p.

28. Galini N., Lutz N. (1992). «Dual distribution and royalty fees in franchising». Journal of Law, Economics and Organization, Vol. 8, pp. 471–501.

29. Greene W.H. (2003). Econometric Analysis. Delhi: Pearson Education.

30. IFA Educational Foundation (2000). The Profile of Franchising (Volume III): а Statistical Profile of the 1998 Uniform Franchise Offering Circular (UFOC) Data. Washington: IFA Educational Foundation.

31. Maruyama M., Yamashita Y. (2012). «Franchise fees and royalties: theory and empirical results». Review of Industrial Organization, Vol. 40(3), pp. 167–189.

32. Motivations for Choosing Franchising. — Подробнее .

33. Vázquez L. (2004). «The use of up-front fees, royalties and franchisor sales to franchisees in business format franchising». In Windsperger J. et al. (Eds.). Economics and Management of Franchising Networks. Heidelberg: Physica-Verlag, pp. 145–159.

34. What are Common Franchise Terms? — Подробнее .

35. Williamson O.E. (1985). The Economic Institutions of Capitalism. New York: Oxford University Press.

36. Windsperger J. (2001). «The fee structure in franchising: a property rights view». Economics Letters, No. 73, рp. 219–226.

Фоменкова Софья Сергеевна

Фоменкова Софья Сергеевна

Независимый консультант.

г. Санкт-Петербург