Гендерная занятость в высшем профессиональном образовании: теоретические основы и практические аспекты 
Христофорова И.В., Черникова Л.И., Белохвостова Н.В., Кирилина Т.Ю.

Введение
Предпосылки гендерной занятости
Физиологические аспекты различия мужчин и женщин
Гендерный анализ в сфере высшего профессионального образования
Таблица 1. Структура работников государственных и муниципальных ОУ по видам на начало 2009–2010 учебного года
Таблица 2. Соотношение мужчин и женщин, работавших учителями по различным направлениям
Таблица 4. Гендерное соотношение в «предпочтительно мужских» предметах
Таблица 3. Гендерное соотношение в «предпочтительно женских» предметах
Рис. 1. Гендерная структура обучающихся на различных направлениях подготовки в 2011–2012 гг.
Гендерные стереотипы при взаимодействии между руководителями кафедр и научно- педагогическими работниками
Рис. 2. Соотношение мужчин и женщин по должностям преподавательского состава вузов
Рис. 3. Стиль общения с подчиненными женщин — руководителей кафедр, %
Рис. 4. Стиль общения с подчиненными мужчин — руководителей кафедр, %
Рис. 5. Предпочтения в применяемых принципах руководства персоналом среди заведующих кафедрами мужчин и женщин
Рис. 6. Личностные характеристики преподавателей высшей школы: анализ гендерного аспекта
Рис. 7. Распределение обязанностей на кафедрах между мужчинами и женщинами
Рис. 8. Распределение нагрузки по основному месту работы, %
Гендерные стереотипы при взаимодействии между студентами и научно-педагогическими работниками
Рис. 9. Распределение нагрузки по основному месту работы: мужчины и женщины
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Работаете ли Вы как внешний совместитель?» в целом по выборке, %
Рис. 11. Совместительство и основная работа: мужчины и женщины
Рис. 12. Количество мест работы у респондентов
Рис. 13. Гендерные характеристики преподавателей по оценке студентов
Заключение
Рис. 14. Предпочтения студентов в отношении пола преподавателей по разным видам деятельности
Литература

Ключевые слова: гендерная занятость, феминизм, гендерные квоты, маркетинг, нейромаркетинг, высшее профессиональное образование, гендерные стереотипы, клиентоориентированные стратегии вуза

Аннотация

Авторы статьи поднимают проблему гендерной занятости, раскрывая ее предпосылки и оценивая значение социально-культурного, экономического, политико-правового и психофизиологического оснований ее существования. Проводя гендерный анализ на примере высшего профессионального образования, авторы демонстрируют существование гендерных стереотипов как среди научно-педагогических работников, так и среди студентов.

Журнал: «Маркетинг услуг» — №3, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 18
Кол-во знаков: около 25,496
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Андроцид, или Дискриминация мужчин (бывший «Миф о власти мужчин»). — Подробнее .

2. Аренков И.А., Гусейнова Ю.В. Исследование гендерных различий восприятия инструментов маркетинга в сети Интернет // Маркетинг услуг. — 2014. — №2. — С. 128–138.

3. Баева В.В., Черникова Л.И., Белохвостова Н.В. Сфера услуг и значение ее демографических ресурсов: гендерный аспект // Маркетинг услуг. — 2014. — №2. — С. 116–128.

4. Белохвостова Н.В. Гендерные факторы реализации человеческого потенциала // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2011. — №4. — С. 73–77. 5. Белохвостова Н.В. Использование ресурсного потенциала сферы услуг с учетом особенностей гендерной занятости (на примере высшего профессионального образования): Диссертация на соискание ученой степени к. э. н. — Москва, 2013.

6. Белохвостова Н.В. Отраслевая структура гендерной занятости и ее анализ. — Подробнее .

7. Белохвостова Н.В., Черникова Л.И. Проявления гендерной сегрегации в сфере высшего профессионального образования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2012. — №12. — С. 46–51.

8. Гендерная дискриминация. — Подробнее .

9. Грей Дж. Мужчины с марса, женщины с Венеры. — М.: София, 2009.

10. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Особенности спроса на туристические услуги в сегменте пожилых людей // Маркетинг услуг. — 2014. — №1. — С. 48–56.

11. Женщины в Германии «оценивают» себя дешевле мужчин. Какая зарплата у женщин и мужчин различных специальностей?.. — Подробнее .

12. Женщины и мужчины России — 2010 г. — Подробнее .

13. Женщины и мужчины России — 2012 г. — Подробнее .

14. Кирилина Т.Ю. Мониторинг качества учебного процесса в вузе // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Перспективы, организационные формы и эффективность сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ». — Королев: ФТА, 2013. — С. 228–237.

15. Кирилина Т.Ю. Роль образования в духовно-нравственном развитии личности // Психолого-педагогические аспекты формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования // Сборник научно-методических материалов. — Вып. II. — М.: АНО «ЦНПРО», 2014. — С. 77–81.

16. Кирилина Т.Ю., Аникина Т.Ю. Анализ системы менеджмента качества образования // Сборник материалов XI международной научнопрактической конференции «Адаптивные функции непрерывного образования в процессе глобализации». — Курск: Изд-во Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2011. — C. 215–222.

17. Кузнецов Г. Евросоюз: женщины и работа. — Подробнее .

18. Может ли отец взять отпуск по уходу за ребенком? — Подробнее .

19. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы. — Подробнее .

20. Пиз А., Пиз Б., Как заставить мужчину слушать, а женщину молчать. Почему мы такие разные, но так нужны друг другу. — М.: Эксмо, 2007.

21. Письмо Роспотребнадзора от 11 мая 2009 г. №01/6390-9-23 «О направлении информации для беременных женщин, работающих в сфере образования, ухода за детьми и здравоохранения». — Подробнее .

22. Платонова Н.А., Христофорова И.В. Маркетинговая деятельность в сфере бытовых услуг: необходимость и возможность применения // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 1997. — №4(10). — С. 20–23.

23. Платонова Н.А., Христофорова И.В. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №5. — С. 15–19.

24. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда женщин». — Подробнее .

25. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105 «О новых нормах предельных нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». — Подробнее .

26. Равны ли женщины мужчинам? — Подробнее .

27. Россия в цифрах 2008: Краткий статистический сборник. — M.: Росстат, 2008.

28. Россия в цифрах 2009: Краткий статистический сборник. — Подробнее .

29. Росстат: как выглядит гендерное неравенство в России. — Подробнее .

30. СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин». — Подробнее .

31. Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Сборник статей. Женщина в обществе: мифы и реалии. — М.: Информация XXI век,2000.

32. Феминацизм в Европе: гендерные квоты в руководстве компаний. — Подробнее .

33. Феминизм. — Подробнее .

34. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Макеева Д.Р. Высшее профессиональное образование РФ: основные тенденции и проблемы развития // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — №3(18). — С. 183–199.

35. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Раздымаха Ю.Ю. Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ и механизм его формирования // Сервис plus. — 2011. — №2. — С. 36–43.

36. Христофорова И.В., Христофоров А.В. Необходимость и возможность учета гендерных стереотипов в стратегии клиентоориентированности вуза // Сборник статей открытой научно-практической конференции «Стратегии инновационного развития предприятия». — Пушкино-Королев: Типография ИПК, 2013. — С. 132–142.

37. Черникова Л.И., Белохвостова Н.В. Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. — 2014. — №4. — С. 36–48.

38. Bertrand M., Pan J., Kamenica E. Gender Identity and Relative Income within Households. — Подробнее .

Христофорова Ирина Владимировна

Христофорова Ирина Владимировна
д. э. н.
профессор, академик РАЕН

Профессор, проректор по учебной работе ФТА МО (Финансово-технологической академии Московской области), академик РАЕН, член Гильдии Маркетологов.

г. Королев

Другие статьи автора 17

Черникова Людмила Ивановна
доктор экономических наук
доцент

Заведующая кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

г. Москва

А.

Другие статьи автора 2

Белохвостова Наталья Владимировна

Преподаватель кафедры менеджмента и бизнес-технологий ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

г. Москва

Другие статьи автора 2

Кирилина Татьяна Юрьевна
д. соц. н.
доцент, профессор

Профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин ГБОУ ВПО МО «ФТА».

г. Москва

Сфера научных интересов: социологические исследования, социология морали.