Провокационная реклама и окна Овертона: социокультурные аспекты и социальная ответственность 
Душкина М.Р.

1
Введение

2
Кейс-история одной инновации в рекламной коммуникации

3
Рис. 1. Креативная и провокативная рекламная кампания пермского фастфуда

4
Рис. 3. Доктор Граль и шаурма

6
Анализ истории с точки зрения ее социально-психологических последствий

9
Практика трансформации общественного сознания под влиянием массовых коммуникаций

11
Заключение

12
Источники

Ключевые слова: провокационная реклама, массовое сознание, манипулирование, социокультурные представления и значения, рекламная кампания, коммуникации, окна Овертона, шокирующий контент

Аннотация

В статье поднимается проблема глобальных социокультурных аспектов провокационности некоторых современных рекламных кампаний, способствующих трансформации общественного сознания, и ставится вопрос о социальной ответственности специалистов по рекламе.

Журнал: «Реклама. Теория и практика» — №4, 2019 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12
Кол-во знаков: около 30,086
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Аш С. Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление. — Подробнее .

2. «Божественная шаурма»: обнаженная девушка и христианские образы в рекламе пермской шаурмы. — Подробнее .

3. Боев Е.И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации. — Подробнее .

4. Дробышева Е.Э. Культура VS цивилизация: взгляд через «окно Овертона». — Подробнее .

5. Душкина М.Р. Агрессивный маркетинг: проявление агрессии в маркетинговых коммуникациях, социально-психологические эффекты, механизмы и следствия // Реклама: теория и практика. — 2019. — №3. — С. 246–263.

6. Душкина М.Р. Корпорация «Я» — психологическая безопасность. Самомаркетинг. — М.: Эксмо, 2005.

7. Душкина М.Р. Междисциплинарные исследования информационно-психологического воздействия массовых коммуникаций в социокультурном пространстве // Седьмая международная научно-практическая конференция «Философия и культура информационного общества». — СПб.: ГУАП, 2019.

8. Душкина М.Р. ПР и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. — СПб.: Питер, 2016.

9. Душкина М.Р. Проблемы массовых коммуникаций и эффекты психологического влияния на формирующуюся личность // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность». — М.: МПГГУ, 2019.

10. Душкина М.Р. Психология влияния в деловом общении и социальных коммуникациях: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019.

11. Душкина М.Р. Токсичные маркетинговые коммуникации: эффекты негативного психологического воздействия на массовое сознание и выработка критериев оценки степени токсичности // Маркетинговые коммуникации. — 2019. — №4. — С. 270–285.

12. Еда не за горами. Как пермский маркетолог придумывает шокирующие картинки для продажи шаурмы. — Подробнее .

13. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. — М.: Классика-XXI, 2010.

14. Кафе в Перми удалило рекламу «божественной шаурмы» после критики церкви. — Подробнее .

15. Малышева прокомментировала слова шведского ученого о пользе каннибализма. — Подробнее .

16. Маркес Г.-Г. Осень патриарха. — М.: АСТ, 2011.

17. Пермская епархия помирилась с автором «божественной шаурмы». — Подробнее .

18. Пермскую епархию возмутила реклама шаурмы. — Подробнее .

19. Россиян обманули байкой о возможности отведать человечину. — Подробнее .

20. РПЦ не видит основания для конфликта по поводу «божественной шаурмы». — Подробнее .

21. Телеведущие съели друг друга в прямом эфире. — Подробнее .

22. Это не вредно: у Малышевой назвали каннибализм безопасным. — Подробнее .

23. Beck G. The Overton Window. — Подробнее .

24. Lehman J. A Brief Explanation of the Overton Window. — Подробнее .

Душкина Майя Рашидовна
к. псх. н.
доцент

Доцент кафедры социологии и рекламных коммуникаций Института социальной инженерии РГУ им. А.Н. Косыгина.

г. Москва

Другие статьи автора 16