Дистрибуция брендов по сетям международного франчайзинга и лайсензинга в системе трансфера нематериальных активов
Свиткова М.Ю.

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу места брендов в системе нематериальных активов и всего рынка объектов интеллектуальной собственности. В работе проводится анализ дистрибуции нематериальных активов по основным каналам трансфера - международным франчайзинговым и лайсензинговым сетям, где в качестве основного звена выступают бренды и бизнес-знания. Приведены примеры защиты ценности бренда компании от влияния недобросовестных конкурентов на примере McDonald’s.

Содержание

1
Нематериальные активы на рынке объектов интеллектуальной собственности;
Дистрибуция брендов как ключевого звена в канале трансфера нематериальных активов;
Дистрибуция нематериальных активов по каналам франчайзинга и лайсензинга: общие черты и отличия;
Упрощенная схема франчайзингового участка комплексного глобального интегрированного маркетингового канала;
Упрощенная схема лайсензингового участка;
Ключевые элементы нематериальных активов в лицензионных и франчайзинговых пакетах;

Ключевые слова: нематериальные активы, международный лайсензинг, бренд, капитал бренда, франчайзинговый пакет, лицензионный пакет
Журнал: «Управление каналами дистрибуции» — №1, 2009 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15.
Кол-во знаков: около 40,577.

1. Международные экономические отношения: Учеб. / А.И. Евдокимов и др. — М.: Велби, 2003.

2. Тис Д.Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы // Российский журнал менеджмента. — 2004. — №1. — Т. 2.

3. Teece D.J. (1981). «The market for know-how and the efficient international transfer of technology». Annuals of the American Association of Political and Social Sciences, November, pp. 81–86.

4. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. — СПб.: Знание, 2002.

5. Страссман П. Информация в век электроники: проблемы управления / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1987.

6. Страссман П. Как измерить знания? // Computerworld Россия. — 1998. — №15.

7. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.

8. Sveiby K.-E. (1998). «Measuring intangibles and intellectual capital». An Emerging First Standard, August 5.

9. Sveiby K.-E. (1997). The New Organizational Wealth: Managing & Measuring Knowledge-Based Assets. Berrett-Koehler Publishers, San Francisco.

10. Sveiby K.-E., Lloyd T. (1987). Managing Knowhow. Bloomsbury, London.

11. Brooking A., Motta E.A. (1996). Taxonomy of Intellectual Capital and Methodology for Auditing It. 17th Annual National Busines Conference, McMaster University, Hamilton, Ontario, Canada, January 24–26.

12. Brooking A. (1998). Intellectual Capital. International Thomsom Business Press, London.

13. Клейн Б., Кроуфорд Р. Дж., Алчиан А. Вертикальная интеграция, присваиваемая рента и конкурентный процесс заключения контрактов // Вехи экономической мысли. Т. 5: Теория отраслевых рынков / Под ред. А.Г. Слуцкого. — СПб.: Экономическая школа, 2003. УПРАВЛЕНИЕ КАНАЛАМИ ДИСТРИБУЦИИ ■ 01(17)2009 39 Свиткова М.Ю.

14. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ.; под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. — СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005.

15. Свиткова М.Ю. Дуализм таможенно-тарифного регулирования трансфера интеллектуальной собственности в сетях международного франчайзинга // Инфраструктурное обеспечение коммерческой деятельности. Материалы научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2005.

16. Черенков В.И., Свиткова М.Ю. Низкорисковые каналы трансфера инновационного знания: франчайзинг и лайсензинг // Инновации. — 2004. — №6.

17. Сорокина Т. Франчайзинг в розничных сетях // Управление компанией. — 2003. — №8(27).

18. Schultz D.E., Kitchen Ph.J. (2000). Communicating Globally: An Integrated Marketing Approach. NTC Business Book, Chicago.

19. Кочетков Г.Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса // США, Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — №4.

20. Черенков В.И. Международные бизнес-операции в контексте маркетинговых стратегий // Инновации. — 2004. — №1(68). — С. 101–108.

21. Черенков В.И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и концепция // Инновации. — 2003. — №7.

22. Semenik R.J., Bamossy G.J. (1993). Principles of Marketing: A Global Perspective. South-Western Publishing Co., Cincinnati, OH.

23. Stanton W.J., Etzel M.J., Walker B.J. (1991). Fundamentals of Marketing. McGraw-Hill, Inc., San Francisco, etc.

24. Hunt S.D., Nevin J.R. (2003). «Power in a channel of distribution: sources and consequences». Franchising: an International Perspective, Rout-ledge, pp. 103–120.

25. Штерн Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. — 5-е изд. / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2002.

26. Norton S.W. (1988). «Franchising, brand name, capital and the entrepreneurial capacity problems». Strategic Management Journal, Vol. 9, Special Issue, pp. 105–114.

27. Rubin P.H. (1978). «The theory of the firm and the structure of the franchise contract». Journal of Law and Economics, Vol. 21, pp. 223–233.

28. Bradley F. (1991). International Marketing Strategy. Prentice Hall Int. (UK) Ltd.

29. Adams J., Mendelson M. (1986). «Recent development in franchising». Journal of Business Law, pp. 206–219.

30. Черенков В.И. Международный маркетинг-менеджмент: Учебное пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003.

31. Ford I. (1998). Managing Business Relationship. West Sussex, UK.

32. Свиткова М.Ю. Сетевая природа конкурентного преимущества международного франчайзинга // Управление каналами дистрибуции. — 2006. — №3.

Свиткова Марина Юрьевна

Свиткова Марина Юрьевна
кандидат экономических наук

Доцент кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Санкт-Петербург

Другие статьи автора 5