В статье рассмотрены особенности проведения маркетинговых и социологических исследований, являющих собой однородные действия по выявлению мнений граждан по оцениваемым вопросам. В качестве общих положений для обоих видов исследований предлагается четко определять цель исследования и приводить ее в соответствие с реалиями окружающей среды, учитывать состояние респондентов по отношению к ступеням социализации, контролировать состав и последовательность вопросов анкеты. Отмечается, что респонденты могут как просто ошибаться случайным образом так и добросовестно заблуждаться и, соответственно, давать некорректные ответы, в особенности, если они находятся под влиянием мнения толпы, либо если исследователи неудачно выбрали генеральную совокупность или выборку из нее, что, фактически, очень часто означает неправильный выбор объекта для изучения.
1. Верт Н. История России. 1900-1991. — М.: Прогресс, 1992.
2. Сурков C. А. Мотивация персонала. // Управление персоналом. — 2002. -№7, с. 32-34.
3. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998, 477 с.
4. Фролов С. Социология. — М.: Логос, 1997, 358 с.
5. Преступная толпа. — М.: Институт психологии РАН. Издательство «КСП+». 1998, 312 с.
6. Сурков С. А., Рябинин А. Б. Расширенное использование некоторых рыночных инструментов для оценки краткосрочных и долгосрочных экономических стратегий. // Экономические стратегии. — 2003. — №1 (в печати).
Сурков Сергей Александрович
кандидат технических наук
Ведущий тьютор Международного института менеджмента ЛИНК.
Москва
Возглавляет консалтинговую фирму, специализирующуюся на работах в области наукоемких технологий и социальной психологии. Ведет курсы "Эффективный менеджер" и "Социология", преподает маркетинг в школе менеджеров МЭИ. Первое образование получил в Московском инженерно-физическом институте, затем окончил факультет социологии Гуманитарного университета, а также получил диплом по менеджменту в Открытом университете Великобритании. Автор 132 изобретений и 52 печатных работ. Область научных интересов — приложение социальной психологии к управлению экономикой.