Сфера услуг и значение ее демографических ресурсов: гендерный аспект
Баева В.В., Черникова Л.И., Белохвостова Н.В.

Аннотация

В статье показано, какое значение для экономики имеет сфера услуг и какова динамика развития ее отраслей. Кроме того, отражено влияние на данные отрасли мирового экономического кризиса, подняты проблемы демографических ресурсов отраслей сферы услуг и описана их гендерная специфика, а также рассмотрена гендерная проблематика в профессиональном и должностном аспекте.

Содержание

Значение сферы услуг и динамика развития ее отраслей;

Демографический ресурс отраслей сферы услуг;

Рис. 1. Динамика структуры платных услуг населению в России с 2000 г. по 2011 г.;

Рис. 2. Состав ресурсов сферы услуг и их потенциал;

Сфера услуг и гендерный аспект занятости: стереотипы и статистика;

Рис. 3. Гендерные факторы реализации человеческого потенциала в сфере услуг;

Таблица 1. Динамика изменения доли женщин, занятых в «женских» отраслях сферы услуг;

Таблица 2. Динамика изменения доли женщин в группах «женских» занятий;

Ключевые слова: сфера услуг, динамика структуры платных услуг, мировой финансовый кризис, демографические ресурсы отраслей сферы услуг, ресурсный потенциал сферы услуг, гендерная занятость
Журнал: «Маркетинг услуг» — №2, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12.
Кол-во знаков: около 19,749.

1. Агеев В.С. механизмы социального восприятия // Психологический журнал. — 1989. — №2. — С. 63–70.

2. Асхабалиев И.Ч. Ресурсный потенциал платных услуг и эффективность его использования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н. — Москва, 2009. — 23 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ., под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — 949 с.

4. Белохвостова Н.В. Гендерные факторы реализации человеческого потенциала // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2011. — №4. — С. 73–77.

5. Белохвостова Н.В. Использование ресурсного потенциала сферы услуг с учетом особенностей гендерной занятости (на примере высшего профессионального образования): Автореферат на соискание ученой степени к. э. н. — Москва, 2013.

6. Белохвостова Н.В. Отраслевая структура гендерной занятости и ее анализ. — Подробнее .

7. Белохвостова Н.В., Черникова Л.И. Проявления гендерной сегрегации в сфере высшего профессионального образования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2012. — №12. — С. 46–50.

8. Беляев М.И. Милогия. — Подробнее .

9. Вайнцвейг А. Безупречный сервис. Чтобы каждый клиент чувствовал себя королем.— М.: Добрая книга, 2006. — 152 с.

10. Всловаре.ру. Гендер. — Подробнее .

11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. — 1209 с.

12. Жернакова Т.А. Демографический ресурс в системе ресурсов политической власти в постсоветской России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. полит. н. — Саратов, 2003. — 199 с.

13. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. — СПб.: Речь, 2005. — 141 с.

14. Иванов А.В. Управление производительностью (эффективностью) ресурсного потенциала предприятий сферы услуг: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н. — Нижний Новгород, 2003. — 154 с.

15. Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал. — 1997. — №11–12. — С. 59–68.

16. Калашникова Л.М. Человеческий фактор и формирование трудовых отношений на современном этапе развития России // Трудовое право. — 2002. — №3. — С. 28–32.

17. Клоцвог Ф. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование // Проблемы прогнозирования. — 1998. — №2. — С. 33–39.

18. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2003. — 736 с.

19. Крам Т. Вишенка на вашем торте. Сервис, который понравится вашим клиентам / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 256 с.

20. Крупенина Т.В. Социальные проблемы развития индустрии сервиса и туризма // Управление персоналом. — 2001. — №5. — С. 38–43.

21. Кузнецов Г. Евросоюз: женщины и работа. Научно-исследовательский институт проблем охраны труда // Человек и труд. — 2005. — №5. — С. 36–40.

22. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. — М.: Вильямс, 2005. — 1008 с.

23. Мозголина Л.В. Развитие ресурсного потенциала предприятий сферы услуг: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н. — Санкт-Петербург, 2005. — 151 с.

24. Мотышина М.С. Развитие сферы услуг в России в условиях экономического кризиса // Маркетинг услуг. — 2010. — №2. — С. 56–66.

25. Найда А.М. Трудовой потенциал предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности. — Подробнее .

26. Общий толковый словарь русского языка. Ресурсы. — Подробнее .

27. Организационно-методические аспекты оценки и повышения эффективности реализации воспитательных программ вуза / О.И. Вапрянская, И.В. Христофорова, Л.С. Морозова, А.В. Колгушкина, Е.С. Горохова и др. Монография. Под ред. И.В. Христофоровой. — М.: РГУТиС, 2008.

28. Перелыгина Е.А. Совершенствование управления ресурсным потенциалом туристско-рекреационного сектора сферы услуг (на материалах Ставропольского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н. — Шахты, 2009.

29. Платное обслуживание населения в России: Стат. сб. — M.: Росстат, 2011. — 367 с.

30. Платонова Н.А., Христофорова И.В., Вапнярская О.И., Рудаков П.И. Анализ развития рынка информационных услуг // Эксклюзивный маркетинг. — 2003. — №35 (38).

31. Платонова Н.А., Христофорова И.В. Маркетинговая деятельность в сфере бытовых услуг: необходимость и возможность применения // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 1997.— №4 (10). — С. 20–23.

32. Платонова Н.А., Христофорова И.В. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — №1.

33. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности. — Подробнее .

34. Россия 2014. Статистический справочник. — Подробнее .

35. Россия в цифрах 2008: Краткий статистический сборник. — M.: Росстат, 2008. — 510 с.

36. Россия в цифрах 2009: Краткий статистический сборник. — M.: Росстат, 2009. — 525 с.

37. Русский язык для абитуриентов, студентов. Потенциал. — Подробнее . htm#efremova.

38. Сагинова О.В., Сагинов В.Л. Проблема подготовки специалистов по маркетингу для международных компаний в России // Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. — №9–10.

39. Скоробогатых И.И. Специалист по маркетингу глазами российского хозяйственника (часть 1) // Маркетинг. — 1994. — №2. — С. 70–77.

40. Скоробогатых И.И. Специалист по маркетингу глазами российского хозяйственника (часть 2) // Маркетинг. — 1994. — №3. — С. 55–60.

41. Смагин Б.И. Методики оценки ресурсного потенциала в аграрном производстве // Достижения науки и техники АПК. — 2003. — №2. — С. 43–45.

42. Сосенко Л.С. Системный подход к экономическому потенциалу // Вопросы экономики. — 2002. — №21. — С. 47–52.

43. Стэндинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы (по материалам обследований Центров занятости Ленинградской области) // Вопросы экономики. — 1993. — №12.

44. Сфера услуг: Экономика: Учебное пособие / Кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2007. — 320 с.

45. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. — 20-е издание. — М.: 1989. — 750 с.

46. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. — Подробнее .

47. Федеральная служба государственной статистики. Женщины и мужчины России. — Подробнее .

48. Федеральная служба государственной статистики. Социальное положение и уровень жизни населения России — 2013 г. — Подробнее .

49. Христофорова И.В. Анализ показателей, характеризующих развитие сервисного общества в России // Проблемы практического маркетинга и рекламы в сфере сервиса: Сб. материалов VIII-й Всероссийской научно-практ. конф. — М., 2007.

50. Христофорова И.В. Маркетинговая капитализация предприятий сферы услуг: Автореферат диссертации на соискание степени д. э. н. — Москва, 2007. — 355 с.

51. Христофорова И.В. Проблемы капитализации предприятий сферы услуг в период становления сервисного общества в России: маркетинговый аспект: Монография. — М.: ГОУВПО МГУС, 2007. — 160 с.

52. Христофорова И.В., Карпусенко Г.Ф., Волкова С.К. Проблемы перехода к сервисному обществу в России // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — 2007. — №2 (9).

53. Христофорова И.В., Хотинская Г.И. Маркетинговая капитализация предприятий сферы услуг // Маркетинг услуг. — 2007. — №2. — С. 140–156.

54. Черникова Л.И., Белохвостова Н.В. Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2014. — №4.

55. Шамарова Г.М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление персоналом. — 2008. — №8. — С. 50–54.

56. Шатрова А.П. Алгоритм внедрения методики оценки ресурсного потенциала предприятия сферы услуг // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3 (31).

57. Шелехова Т.Н. Анализ социально-демографического потенциала развития муниципального образования: на примере Слюдянского района Иркутской области: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. г. н. — Иркутск, 2007. — 159 с.

58. Шталь Т.В. Комплексная оценка ресурсного потенциала предприятий розничной торговли: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н. — Харьков, 2006. — 318 с.

59. Якунин В.И., Макаров В.Л., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. — В 5 т. — М.: Научный эксперт, 2008. — 3368 с.

60. Abankina I., Abankina T., Filatova L., Nikolayenko E., Seroshtan E. (2012). The effects of reform on the performance of higher education institutions. Journal of Applied Research in Higher Education, Vol. 4. Iss: 1 pp. 23–41.

61. Becker G.S. (1964). Human Capital. N.Y., Columbia University Press.

62. Bell D. (1996). The Coming of Post-Industrial Society. N.Y.

63. Doeringer P.В., Piore M.J. (1971). Internal Labor Markets and Manpower Analisis. New York.

64. Shultz T. (1968). «Human capital». In: The International Encyclopedia of the Social Sciences, N.Y., Vol. 6.

65. Shultz T. (1971). Investment in Human Capital. N.Y., London.

66. Toffler A. (1983). Previews and Premises: аn Interview with the Author of «Future Shock» and «The Third Wave». N.Y.

Баева Валентина Вячеславовна

Старший специалист отдела сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации бизнеса международной аудиторско-консалтинговой компании «КПМГ».

г. Москва

Черникова Людмила Ивановна
доктор экономических наук
доцент

Заведующая кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

г. Москва

А.

Другие статьи автора 2

Белохвостова Наталья Владимировна

Преподаватель кафедры менеджмента и бизнес-технологий ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

г. Москва

Другие статьи автора 2