Четырехуровневая модель конкуренции
Котляров И.Д.

Аннотация

Цель статьи состоит в выявлении сущности современного механизма конкуренции. Автором выполнен анализ трансформации конкуренции с учетом изменения моделей взаимодействия между участниками хозяйственной деятельности. На основе данного анализа предложена четырехуровневая модель конкуренции, описаны особенности реализации последней на каждом из уровней, сформулированы рекомендации для обеспечения конкурентоспособности компании, приведен обзор рисков для всех уровней.

Содержание

1
Введение

2
Трансформация конкуренции

4
Четыре уровня конкурентной борьбы
Рис. 1. Уровни конкуренции

6
Рис. 2. Разновидности маркетинговой близорукости

9
Таблица. Таблица. Характеристики уровней конкурентного противостояния

10
Заключение
Литература

Ключевые слова: конкуренция, нужда, потребность, продукт, фирма, маркетинговая близорукость, маркетинговый каннибализм
Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2017 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 11.
Кол-во знаков: около 26,658.

1. Блэйки Дж., Эрнст Д. А не окажется ли ваш стратегический альянс продажей компании? // Стратегические альянсы. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — С. 33–60.

2. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. — М.: Омега-Л, 2012. — 352 с.

3. Величко С.С. Конкурентоспособность банка: теоретический анализ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2013. — №1. — С. 135–144.

4. Ветитнев А.М., Хрипушина И.А. Совершенствование управления курортными территориями на основе комплексного анализа их конкурентоспособности // Вестник Национальной академии туризма. — 2006. — №1. — С. 58–61.

5. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2006. — 668 с.

6. Волков А.В., Светуньков С.Г. Методологические проблемы измерения конкуренции // Современная конкуренция. — 2013. — №6. — С. 54–64.

7. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

8. Козейчук Д.А. Ретроспективный взгляд на современные болезни брендов // Бренд-менеджмент. — 2014. — №2. — С. 98–104.

9. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. — М.: Вильямс, 2012. — 752 с.

10. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №9–2. — С. 879–883.

11. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Стратегические альянсы как инструмент развития предприятий промышленности и сферы услуг // «Развитие сферы обслуживания на инновационной основе: методология, теория и практика»: III Международная научно-практическая конференция: материалы и доклады. — Орел: Научное обозрение, 2014. — С. 50–58.

12. Кущ С.П., Афанасьев А.А. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт // Российский журнал менеджмента. — 2004. — Т.2. — №1. — С. 33–52.

13. Кущ С.П., Рафинеджад Д., Афанасьев А.А. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского универси-тета. — Серия 8: «Менеджмент». — 2002. — №1. — С. 81–107.

14. Кущ С.П., Смирнова М.М. Маркетинг на b2b-рынках: отношенческий подход. — СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. — 272 с.

15. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.

16. Луцкая Н.В. Аутсорсинг: уровни предоставляемых услуг и модели взаимодействия сторон // Компетентность. — 2016. — №2. — С. 28–34.

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело ЛТД, 1992. — 702 с.

18. Пилипук А.В. Механизм и модели конкурентного функционирования // Современная конкуренция. — 2016. — Т.10. — №3. — С. 119–142.

19. Плещенко В.И. Особенности функционирования клубов потребителей и поставщиков промышленной продукции в условиях эконо-мического кризиса // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. — №3. — С. 15–20.

20. Полищук А.В. Конкуренция внутри альянсов // ЭКО. — 2010. — №11. — С. 134–142.

21. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отрасли и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

22. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2008.

23. Светуньков М.Г., Светуньков С.Г. Патримониальные предпринимательские сети и конкурентная борьба // Современная конкурен-ция. — 2012. — №1. — С. 3–11.

24. Светуньков С.Г. Теория конкуренции: абстрактное и идеализированное // Современная конкуренция. — 2009. — №4. — С. 60–66.

25. Силаков А.А., Силакова В.В. Особенности построения модели управления жизненным циклом товара в условиях конкурентного заме-щения // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. — №3. — С. 8–17.

26. Тамбовцев В.Л. Конкуренция как экономическое благо // Terra Economicus. — 2017. — Т.15. — №1. — С. 16–28.

27. Траут Дж., Райс Э. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.

28. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. — М.: Вильямс, 2002. — 176 с.

29. Хэмел Г., До И., Прахалад К.К. Сотрудничайте с конкурентами — и побеждайте // Стратегические альянсы. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — С. 9–32.

30. Чебыкина М.В. Анализ современной модели конкуренции // Известия высших учебных заведений. — Серия «Экономика, финансы и управление производством». — 2013. — №2. — С. 90–94.

31. Чернышева О.В. Разработка и развитие инновационных механизмов обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий: Автореф. дисс. к. э. н. — СПб.: Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, 2011.

32. Dayan A., Bon J., Cadix A., de Maricourt R., Michon Ch., Ollivier A. (1990). Marketing. Paris: Presses Universitaires de France, 456 p.

33. Gomes-Casseres B. (1996). The Alliance Revolution: the New Shape of Business Rivalry. Cambridge: Harvard University Press.

34. Grönroos C. (2011). In the Marketplace There Is Only Service — Facilitating Customers’ Value Creation. — Подробнее .

35. Hillebrand B., Driessen P.H. and Koll O. (2015). «Stakeholder marketing: theoretical foundations and required capabilities». Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 43, Issue 4, рр. 411–428.

36. Hult G.T.M., Mena J.A., Ferrell O.C. and Ferrell L. (2011). «Stakeholder marketing: a definition and conceptual framework». AMS Review, Vol. 1, Issue 1, рр. 44–65.

37. Håkansson H., Snehota I. (1996). «No business is an island: the network concept of business strategy». Scandinavian Journal of Management, Vol. 4, No. 3, рр. 187–200.

38. Laczniak G.R., Murphy P.E. (2012). «Stakeholder theory and marketing: moving from a firm-centric to a societal perspective». Journal of Public Policy and Marketing, Vol. 31, No. 2, pp. 284–292.

39. Levitt T. (1960). «Marketing myopia». Harvard Business Review, Vol. 38, pp. 45–56.

40. Prahalad C.K., Hamel G. (1990). «The core competence of the corporation». Harvard Business Review, Vol. 68, No. 3, рр. 79–91.

41. Smith N.C., Drumwright M.E., Gentile M.E. (2010). «The new marketing myopia». Journal of Public Policy and Marketing, Vol. 29, No. 1, pp. 4–11.

42. Thorelli H.B. (1986). «Networks: between markets and hierarchies». Sloan Management Review, Vol. 7, pp. 37–51.

Котляров Иван Дмитриевич

Котляров Иван Дмитриевич
к. э. н.
доцент

Доцент департамента финансов НИУ ВШЭ.

г. Санкт-Петербург

Другие статьи автора 19