Опыт «корпоративного университета РЖД» по применению алгоритма решения инженерных проблем в развитии компетенций инженеров железнодорожных полигонов 
Раджабова М.В.

1
Чему и как мы обучали инженеров

2
Развитие творческого мышления инженеров

4
Теория решения изобретательских задач

7
Таблица 1. Выявление ресурсов

8
Таблица 2. Фрагмент таблицы приемов для разрешения технических противоречий

11
Литература

13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рабочая программа

14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример описания проблемы

Ключевые слова: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), алгоритм решения инженерных проблем (АРИП 2009 ПТ), обучение инженеров, психологическая инерция, методы развития творческого воображения, системное мышление, эффективные решения технических задач

Аннотация

В статье рассматривается, как проходило обучение инженеров ОАО «РЖД» в  рамках учебного курса «Корпоративного университета РЖД» «Практические инструменты повышения эффективности деятельности: Lean и ТРИЗ». Автор приводит пример учебной программы, подробно описывает этапы алгоритма решения инженерных проблем. Статья рассчитана на тех, кто хочет организовать краткосрочное обучение с применением ТРИЗ, а также на широкий круг читателей.

Журнал: «Менеджмент качества» — №2, 2018 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14
Кол-во знаков: около 32,861
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. — М.: Советское радио, 1979.

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. — Т.1. — М.: Мысль, 1970.

5. Иванов Г.И. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ-педагогике. Часть4. Алгоритм решения инженерных проблем АРИП 2009 ПТ. — СПб.: Нива, 2010.

6. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. — М.: Форум, 2016.

7. Инженер. — Подробнее .

8. Лившиц В. Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий // Высшее образование в России. — 2011. — №11. — С. 42–51.

9. Овчинников В. Горячий пепел. — М.: Правда, 1986.

10. Орлов М.А. Настольная книга для изобретательного мышления. Азбука современной ТРИЗ. Базовый практический курс. — М.: АСТ, 2017.

11. Петров В.ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень1. — М.: СОЛОН-Пресс, 2017.

12. Учебно-методический комплекс программы «Практические инструменты повышения эффективности деятельности: Lean и ТРИЗ АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД». — М.: КУ РЖД, 2017.

13. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. — Калуга, 1926.

Раджабова Марина Владимировна

Раджабова Марина Владимировна

Бизнес-тренер «Корпоративного университета РЖД».

г. Москва

Опыт работы в области обучения и развития персонала — 18 лет.