Модель франчайзинга: на пути к созданию общей теории франчайзинга в рыночной экономике 
Свиткова М.Ю.

Франчайзинг на макроуровне;
Франчайзинг на мезоуровне;
Франчайзинговый бизнес: организационная
форма или лишь специфическая фаза
развития бизнеса;
Банкротство франчайзинговой точки;
Франчайзинг на микроуровне;
Деятельность франчайзи;

Ключевые слова: модель франчайзинга, экономический индивидуализм, организационная форма франчайзингового бизнеса, франчайзи, франчайзинговая сеть

Аннотация

В статье приводятся теоретическая модель и социологический подход к созданию общей теории франчайзинга. Модель основана на 15 допущениях, представленных в трех маркетинговых измерениях, рассмотренных на макро-, мезо- и микроуровне глобальной маркетинговой среды. Модель франчайзинга предложена автором с целью создания общей модели, которая может быть использована при проведении количественных и качественных маркетинговых исследований.

Журнал: «Управление каналами дистрибуции» — №3, 2007 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 21
Кол-во знаков: около 60,876
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Введение в франчайзинг / Под ред. С. А. Силинга. — СПб.: СПбДНТП, 1992.

2. Дильтей Ж. Франчайзинг / Пер. с франц. под ред. В. И. Черенкова. — СПб.: Нева, 2003.

3. Довгань В. В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. — Тольятти: Дока-Пресс, 1994.

4. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Майлер А. З. Анализ главы 54 «Договор коммерческой концессии» ГК РФ // Франчайзинг в России. Информационный бюллетень РАФ. — 1999. — Апрель.

6. Майлер А. З. Я предлагаю другой путь // Оборудование. — 2001. — №2.

7. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. — М.: Соваминко, 1995.

8. Мюррей Я. Франчайзинг / Пер. с англ. К. Любимова. — СПб.: Питер, 2004.

9. Назаренко Е. Текущее состояние и перспективы рынка франчайзинга в России // Аналитический банковский журнал. — 2001. — №6(73). — С. 51–54.

10. Назаренко Е. Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России // Управление компанией. — 2002. — №6. — С. 61–64.

11. Рыкова И. В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2000.

12. Рыкова И. В. Коммерческая концессия = франчайзинг? // Оборудование. — 2001. — №2.

13. Свиткова М. Ю. Терминологические и понятийно-категориальные основы международного франчайзинга // Сборник материалов 2-ой региональной научно-практической конференции «Экономика СевероКавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях». — Краснодар: Институт маркетинга и социально-информационных технологий, 2004.

14. Сосна С. Н., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. — М.: Академкнига, 2005.

15. Спинелли С., Розенберг Р. М., Берли С. Франчайзинг. Путь к богатству. — М.: Вильямс, 2007.

16. Стажкова М. М. Договор франчайзинга. Правовые основы, учет и налоги. — М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2007.

17. Стенворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Павловой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996.

18. Черенков В. И. Глобальная маркетинговая среда: опыт концептуальной интеграции. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.

19. Шейн С. А. От мороженого к Интернету. Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2006.

20. Atkinson J. F. (1968). Franchising: The Odds-On Favorite. Chicago: International Franchise Association.

21. Bates T. (1998). Survival patterns among newcomers to franchising. Journal of Business Venturing, Vol. 13.

22. Bates T. (1995). Analysis of survival rates amongst franchise and independent small business start-ups. Journal of Small Business Management, Vol. 33(2), pp. 26–50.

23. Bradley F. (1991). International Marketing Strategy. Prentice Hall Int. (UK) Ltd., p. 317, Table 13.1.

24. Caves R. E., Murphy II W. F. (1976). Franchising: Firms, markets, and intangible assets. Southern Economic Journal, Vol. 42, p. 574.

25. Curran J., Blackburn R. A. (1991). Changes in the context of enterprise: Some socioeconomic and environmental factors facing small firms in the 1990s. In: Curran J., Blackburn R. A., eds. Paths of Enterprise: The Future of the Small Firms. London, Routledge, pp. 168–171.

26. Dant R. P. , Paswan A. K., Stanworth J. (1996). Ownership redirection — Trends in franchising. International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research, Vol. 2(3), pp. 48–67.

27. Dant R. P. , Kaufmann P. J., Paswan, A. K. (1992). Ownership redirection in franchised channels. Journal of Public Policy and Marketing, Vol. 11.

28. Deams H. (1983). The determinants of the hierarchical organization of industry. In: Francis F. , Turk J., Willman P. , eds. Power, Efficiency and Institutions. London, Heinemann.

29. Dore R. (1973). British Factory Japanese Factory. London, Allan and Unwin.

30. English W. , Willems J. (1994). Franchise vs. non-franchise restaurant attrition: Year four of a yellow pages longitudinal analysis. The 8th Conference of the Society of Franchising, Nevada, February, pp. 13–14.

31. Felstead A. (1993). The Corporate Paradox: Power and Control in the Business Franchise. London and NY, Routledge.

32. Fukuyama F. (1992). The end of history and the last man. London, Hamish Hamilton.

33. Goffee R., Scase R. (1995). Corporate Realities: The Dinamics of Large and small Organizations. London, Routledge.

34. Goss D. (1991). Small Business and Society. London, Routledge, pp. 8–14.

35. Horsley W. , Buckley R. (1990). Nippon New Superpower: Japan Since 1945. London, BBC Books.

36. Hunt Sh. D. (1972). The socioeconomic consequences of the franchise system of distribution. Journal of Marketing, Vol. 36(July).

37. Hunt Sh. D. (1977). Franchising: promises, problems, prospects. Journal of Retailing, Vol. 53.

38. Hunt Sh. D. (1973). The trend towards company-operated units in franchise chains. Journal of Retailing, Vol. 49(2).

39. Hunt Sh. D. (1972). The socioeconomic consequences of the franchise system of distribution. Journal of Marketing, Vol. 36(July), pр. 33.

40. Hunt Sh., Jacobs H. (1976). An Evolution of franchisee independence. Marquette Business Review, Vol. 19.

41. Jones G. R. (1995). Organization Theory, Texts and Cases. Reading. MA, Addison-Wesley, pp. 241–248.

42. Kaufmann P. , Stanworth J. (1995). The decision to purchase a franchise; A study of prospective franchisees in the US and the UK. Journal of Small Business Management, Vol. 33(4).

43. Lafontaine F. , Kaufmann P. J. (1994). The evolution of ownership patterns in franchise systems. Journal of Retailing, Vol. 70(2).

44. Lafontaine F. , Show K. (1997). Franchising growth in the US market: Myth and Reality. Proceedings of the 11th Conference of the Society of Franchising, Orlando, March 12.

45. Lillis C. M., Narayana C. L., Gilman J. R. (1976). Competitive advantage variation over the life cycle of a franchise. Journal of Marketing, October.

46. Marx T. G. (1980). Distribution efficiency in franchising. MSU Business Topics, Vol. 28(1), pp. 5–13.

47. Mills C. W. (1956). White Collar. NY, Galaxy.

48. Oxenfeldt A. R., Kelly A. O. (1968–1969). Will successful franchise systems become wholly-owned chains? Journal of Retailing, Vol. 44(4).

49. Piore M., Sabel C. (1984). The Second Industrial Divide: Possibilities for Prosperity. NY, Basic Books.

50. Price S. (1996). Behind the Veneer of Success: Propensities for UK. Franchisor failure. Milton Keynes, England, Small Business Research Trust.

51. Rubin P. H. (1978). The Theory of the Firm and the Structure of the Franchise Contract. Journal of Law and Economics, Vol. 21.

52. Shane S. (1996). Hybrid organizational arrangement and their implications for firm growth and survival: A study of new franchisors. Academy of Management Journal, Vol. 39(1), pp. 316–334.

53. Schultz D. E., Kitchen Ph. J. (2000). Communicating Globally: An Integrated Marketing Approach. NTC Business Book, Chicago.

54. Sklar F. (1977). Franchises and independence, interorganizational power relations in a contractual context. Urban Life, Vol. 6(1).

55. Stanworth J. (1977). A Study of Franchising in Britain: a Research Report. Report submitted to the Social Science Research Council. London, UK.

56. Stanworth J. (1995). The franchise relationship: entrepreneurship or dependence? Journal of Marketing Channels, Vol. 4(1/2).

57. Stanworth J., Kaufmann P. (1996). Towards a dynamic model of franchisee motivation: Similarities and differences in the UK and US data. International Small Business Journal, Vol. 14(3).

58. Stanworth J., Curran J. (2003). Colas, burgers, shakes and shirkers: towards a sociological model of franchising in the market economy. In: Hoy F. and Stanworth J. Franchising: an international perspective. Routledge.

59. Stanworth J. (1996). Dispelling the myths surrounding franchise failure rates: Some recent evidence from Britain. Franchising Research: An International Journal, Vol. 1(1), pp. 25–28.

60. Stanworth J., Purdy D., Price S. (1997). Franchise growth and failure in the US and the UK: A troubled dream-world revisited. Franchising Research: An International Journal, Vol. 2(2).

61. Stanworth J., Curran J. (1973). Management Motivation in the Smaller Business. Epping, UK, Gover Press.

62. Vaughn C. L. (1979). Franchising, Its Nature, Scope, Advantages, and Development. 2nd ed., Lexington, MA, Lexington Books.

63. Weber M. (1930). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. London, Allan and Unwin.

64. Williamson O. E. (1975). Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. NY, Free Press.

65. Williamson O. E. (1985). The Economic Institutions of Capitalism. NY, Free Press.

66. Whitehill A. (1991). Japanese Management Traditions and Transition. London, USA and Canada.

67. Whittaker D. H. (1997). Small Firms in the Japanese Economy. Cambridge University Press.

68. Whyte W. H. (1956). The Organisation Man. NY, Simon and Schuster.

Свиткова Марина Юрьевна

Свиткова Марина Юрьевна
кандидат экономических наук

Доцент кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Санкт-Петербург

Другие статьи автора 5