Процесс принятия решения о покупке: обзор основных методологических подходов
Ольховников А.В.

Аннотация

В статье представлен анализ основных методологических подходов к построению моделей принятия решения о покупке. Автор рассматривает традиционные модели принятия решения о покупке и их трансформацию в условиях развития современного рынка. На основании результатов исследований ведущих компаний проводится анализ поведения российских онлайн-потребителей.

Содержание

1
Классические модели принятия решения о покупке

2
Рис. 1. Классическая модель процесса принятия решения о покупке

3
Модели принятия решения о покупке в условиях современного рынка

5
Рис. 2. Модель «путешествие потребителя» компании McKinsey
Некоторые результаты исследований онлайн-потребителей

7
Литература

Ключевые слова: потребитель, поведение потребителей, принятие решения о покупке, модель процесса принятия решения о покупке, исследования онлайн-потребителей
Журнал: «Реклама. Теория и практика» — №1, 2019 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 8.
Кол-во знаков: около 18,213.

1. Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Энджел Д.Ф. Поведение потребителей / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с.

2. Глобальные тренды в поведении интернет-пользователей и их влияние на онлайн-шоппинг 2017. — Подробнее .

3. Голдсмит Р., Браун С., Фоксол Г. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 349 с.

4. Исследование аудитории онлайн-покупателей в России. — Подробнее .

5. Исследования и инсайты от Google. — Подробнее .

6. Ишунькина И. Измерение аудитории Интернета: материалы клиентской конференции Mediascope 2018. — Подробнее .

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2007. — 656 с.

8. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004. — 328 с.

9. Проникновение Интернета в России: итоги 2018 года. — Подробнее .

10. Статт Д. Психология потребителя / Пер. англ. — СПб.: Питер, 2003. — 446 с.

11. Фельснер Г. Психология потребителей и реклама / Пер. с нем. — Харьков: Гуманитарный центр, 2009. — 702 с.

12. Штрак Ф., Верт Л., Дойч Р. Обдуманный выбор и импульсивное действие как детерминанты потребительского поведения // Реклама. Теория и практика. — 2008. — №2(26). — С. 80–87; №3(27) — С. 156–169.

13. Amaro S., Duarte P. (2015). «An integrative model of consumers’ intentions to purchase travel online». Tourism Management. February, Vol. 46, pp. 64–79.

14. Cetina I., Dumitrescu L., Fuciu M., Orzan G., Stoicescu C. (2018). «Modelling the influences of online social networks on consumers buying behaviour». Economic Computation & Economic Cybernetics Studies & Research, Vol. 52, Issue 2, pp. 5–20.

15. Court D., Elzinga D., Mulder S., Vetvik O.J. The Consumer Decision Journey. — Подробнее .

16. Darley W.K., Blankson C., Luethge D.J. (2010). «Toward an integrated framework for online consumer behavior and decision-making process: a review». Psychology and Marketing. Vol. 27(2), pp. 94–116.

17. Davis R., Smith S.D., Lang B. (2017). «A comparison of online and offline gender and goal directed shopping online». Journal of Retailing and Consumer Services. September, Vol. 38, pp. 118–125.

18. Engel J.F., Kollat D.T., Blackwell R.D. (1968). Consumer Behavior. New York: Holt, Rinehart and Winston, 652 p.

19. Faulds D.J., Mangold W.G., Raju P.S., Valsalan S. (2018). «The mobile shopping revolution: redefining the consumer decision process». Business Horizon, Vol. 61(2), pp. 323–338.

20. Gursoy D. (2018). «A critical review of determinants of information search behavior and utilization of online reviews in decision making process». International Journal of Hospitality Management. June, Vol. 76, part B, pp. 53–60.

21. Haugtvedt C.P., Machleit K.A., Yalch R.F. (2005). Online Consumer Psychology. Understanding and Influencing Consumer Behavior in the Virtual World. Psychology Press, 574 p.

22. Howard J.A. (1977). Consumer Behavior: Application of Theory. New York: McGraw-Hill.

23. Jaikumar S. How Do Consumers Choose Sellers in E-marketplaces? The Role of Display Price and Sellers’ Review Volume. — Подробнее .

24. Karimi S., Papamichail K.N., Holland C.P. (2015). «The effect of prior knowledge and decision-making style on the online purchase decision-making process: A typology of consumer shopping behaviour». Decision Support Systems. September, Vol. 77, pp. 137–147.

25. Karimi S., Holland C.P., Papamichail K.N. (2018). «The impact of consumer archetypes on online purchase decision-making processes and out-comes: a behavioural process perspective». Journal of Business Research. October, Vol. 91, pp. 71–82.

26. Reza M., Bahman S. (2014). «A conceptual model of consumer behavior in online shopping, and evaluate it from the perspective of online shoppers». International Journal of Scientific Management & Development. August, Vol. 2, Issue 8, pp. 353–363

27. Solomon M., Bamossy G., Askegaard S., Hogg M.K. (2006). Consumer Behavior: a European Perspective. 3-d ed. Harlow: Prentice Hall, 731 p.

28. Vakratsas D., Ambler T. (1999). «How advertising works: what do we really know?» Journal of Marketing. January, Vol. 63, pp. 26–43.

29. Wolny J., Charoensuksai N. (2014). «Mapping customer journeys in multichannel decision-making». Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice, Vol. 15(4), pp. 317–326.

Ольховников Александр Владимирович
к. соц. н.
доцент

Доцент кафедры маркетинговых коммуникаций НИУ ВШЭ.

г. Москва

Другие статьи автора 4