Портрет поколения Z как онлайн-потребителей в эпоху цифровой экономики в России 
Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А., Кязимов К.Э., Хубиев И.Х.

1
Введение

2
Теоретические аспекты исследования

3
Методология исследования

4
Результаты исследования
Паттерны потребительского поведения поколения Z, электронная коммерция, способы онлайн- и офлайн-оплаты
Рис. 1. Возраст, в котором респонденты впервые воспользовались банковской карточкой при осуществлении оплаты офлайн

5
Рис. 2. Характеристика использования функции бесконтактной оплаты

6
Рис. 3. Возраст, в котором респонденты впервые совершили покупку через Интернет
Рис. 4. Возраст, в котором респонденты впервые совершили покупку через мобильное приложение

7
Рис. 5. Структура потребительских предпочтений в части видов оплаты товаров и услуг
Потребительские предпочтения поколения Z: считывание информации с электронных устройств, пользование образовательными ресурсами, сервисами онлайн-доставки еды, операционными системами, «Интернетом вещей»
Рис. 6. Возраст, в котором респонденты получили первый заработок в Интернете

8
Рис. 7. Наиболее популярные каналы для покупки различных категорий товаров
Рис. 8. Предпочитаемые способы получения покупок

9
Рис. 9. Преимущества интернет-магазина перед офлайн-магазином
Рис. 10. Объемы информации, считываемые с электронных носителей

10
Рис. 11. Структура потребительских предпочтений в части использования образовательных электронных ресурсов
Рис. 12. Возраст, в котором респонденты впервые воспользовались онлайн-службой доставки еды
Рис. 13. Количество гаджетов с выходом в Интернет, используемых ежедневно

11
Рис. 14. Популярность электронных устройств среди поколения Z
Выводы

13
Источники

Ключевые слова: цифровая экономика, теория поколений, поколение Z, сетевое поколение, онлайн-потребление, цифровое поколение, модели потребления, бизнес-модели, цифровые технологии, цифровая трансформация, потребительское поведение

Аннотация

Развитие цифровой экономики обострило необходимость в изучении особенностей представителей поколения Z, к которому относят людей, рожденных после 2000 г. В ближайшие годы они вступят в активную конкурентную борьбу на рынке труда, к ним растет интерес со стороны маркетологов как к онлайн-потребителям. Целью исследования стало составление портрета поколения Z как онлайн-потребителя в российских условиях цифровой экономики и трансформации бизнес-моделей и бизнес-процессов.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2020 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14
Кол-во знаков: около 24,560
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Digital in 2019. — Подробнее .

2. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 96 с.

3. Цифровая Россия: новая реальность. — Подробнее .

4. Curtis B.L., Ashford R.D., Magnuson K.I., Ryan-Pettes S.R. (2019). «Comparison of smartphone ownership, social media use, and willingness to use digital interventions between generation Z and millennials in the treatment of substance use: cross-sectional questionnaire study». Journal of Medical Internet Research, Vol. 21(4), pp. 1–15.

5. Ребязина В.А., Збандут Н.Г. Поведение представителей поколения Z в условиях экономики совместного потребления в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — №1. — С. 22–27.6. Strauss W., Howe N. (1991). Generations: the History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow.

7. Uniquely Generation Z. What Brands Should Know About Today’s Youngest Consumers. — Подробнее .

8. Törőcsik M., Szűcs K., Kehl D. How Generations Think: Research on Generation Z. — Подробнее .

9. Ng A., Hong H., Saleem A. etc. (2019). «The influence of electronic word of mouth in social media on generation Z’ purchase intentions: a review». INTI Journal, Vol. 4, pp. 1–6.

10. Tapscott D. (1998). Growing up Digital: the Rise of the Net Generation. New York: McGraw‐Hill.

11. Ho B.N. (2019). Online Behaviour of China’s Generation Z. Thesis. Tieto: Aalto University.

12. Oblinger D., Oblinger J. (Eds.) (2005). Educating the Net Generation. Washington: Educause.

13. Howe N., Strauss W. (2000). Millennials Rising: the Next Greatest Generation. New York: Vintage Books.

14. Tapscott D. (2009). Grown up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. New York: McGraw‐Hill.

15. Turner A. (2015). «Generation Z: technology and social interest». The Journal of Individual Psychology, Vol. 71(2), pp. 103–113.

16. Martin C.A., Tulgan B. (2001). Managing Generation Y. New Haven: HRD Press.

17. Lancaster L.C., Stillman D. (2002). When Generations Collide: Who They Are. Why They Clash. How to Solve the Generational Puzzle at Work. New York: Harper Business.

18. Reeves T.C., Oh E. (2007). «Generational differences». In: Handbook of Research on Educational Communications and Technology. London: Taylor & Francis, pp. 295–303.

19. Bassiouni D., Hackley C. (2014). «Generation Z’ children’s adaptation to digital consumer culture: а critical literature review». Journal of Customer Behaviour, Vol. 13(2), рp. 113–133(21).

20. Carrington V., Rowsell J., Priyadharshini E., Westrup R. (2016). Generation Z. Zombies, Popular Culture and Educating Youth. Singapore: Springer.

21. Gamaldo C.E., Aly F.F., Curren C. (2017). «Overview of generations in the workplace». In: Mind the Gap: Generational Differences in Medical Education. North Syracuse: Gegensatz Press, pp. 151–158.

22. Stillman D., Driven S.J. (2017). Gen Z @ Work. New York: Harper Collins Publishers Inc.

23. Hughes J. Communicating with Generation Z: Everything you Need to Know. — Подробнее .

24. Talmon G.A. (2017). «Generation Z: what do we know so far?» In: Mind the Gap: Generational Differences in Medical Education. North Syracuse: Gegensatz Press, pp. 151–158.

25. Talmon G.A. (2019). «Generation Z: what’s next?» Medical Science Educator, Vol. 29, pp. 9–11.

26. Fong J. et al. An Insider’s Guide to Generation Z and Higher Education 2019. — Подробнее .

27. Kleinschmit M. 3 Characteristics of «Gen Z» customers. Vision Critical. 2019. — Подробнее .

28. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 381 с.

29. Лапидус Л.В. Стратегии цифрового лидерства и запрос на новые компетенции цифровой экономики: основа для сотрудничества Россия — Болгария // Теория и практика проектного образования. — 2019. — №3(11). — С. 51–57.

30. Kahneman D., Krueger A.B., Schkade D.A., Schwarz N., Stone A.A. (2004). «A survey method for characterizing daily life experience: the day reconstruction method». Science, Vol. 306, pp. 1776–1780.

31. Банковские карточки для детей становятся модным продуктом. — Подробнее .

32. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. — Подробнее .

33. Digital-тренды 2020: увеличение трафика, усиление mobile, отчет SimilarWeb. — Подробнее .

34. Трубникова Н.В., Порудчикова А.В. О равнозначности познавательных систем: парадигма коммуникативного континуума // Коммуникология. — 2018. — Том6. — №3. — С. 93–103.

35. The 11 Generation Z Statistics Advertisers Must Know. — Подробнее .

36. «Для бизнеса это время экспериментов». Что происходит на российском рынке доставки еды и продуктов. — Подробнее .

37. Груздева Е.В., Гостилович А.О. Типология бизнес-моделей в экономике совместного потребления // Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики. Сборник материалов научно-практической конференции «Неделя инноваций», 12–18 декабря 2017 г. / Под ред. Н.П. Иващенко. — М.: ТЕИС, 2018. — С. 28–40.

38. Report: Apple Owns Generation Z — 83% Have an iPhone. — Подробнее .

39. The Smartphone Revolution Was the Android Revolution. — Подробнее .

Лапидус Лариса Владимировна

Лапидус Лариса Владимировна
д. э. н.
профессор

Руководитель Лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра компетенций цифровой экономики МАКО.

г. Москва

Другие статьи автора 2

Гостилович Александр Олегович

Гостилович Александр Олегович
к. э. н.

Инженер Лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

г. Москва

Другие статьи автора 2

Омарова Шамалай Абдурахмановна

Аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

г. Москва

Кязимов Кирилл Энверович

Аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

г. Москва

Хубиев Ильяс Хасанович

Аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

г. Москва