Способы оптимизации процессов в сфере государственного управления
Маслов Д.В., Дмитриев М.Э.

Аннотация

Процессный подход, описанный в статье, позволяет не только наладить рабочий процесс внутри организации, формируя клиентоориентированные цепочки ценностей, но и оптимизировать деятельность всей структуры, повысив эффективность за счет минимизации затрат. Оптимизация предполагает различные технологии построения рациональной процессной модели. В статье приводятся способы совершенствования бизнес-процессов и их классификация.

Содержание

1
Статистическое управление процессами

2
Рис. 1. Пример контрольной карты Шухарта

3
Лин-технологии

5
Модели организационной самооценки для совершенствования процессов
Бенчмаркинг процессов

6
Рис. 2. Модель CAF

7
Реинжиниринг процессов

8
Таблица 1. Различия между реинжинирингом и оптимизацией по Т. Девенпорту
Таблица 2. Области системного реинжиниринга

9
Процессная оптимизация на основе учета затрат по видам деятельности
Имитационное моделирование процессов

10
Таблица 3. Оптимизация процессов методом имитационного моделирования

11
Рис. 3. Общая схема метода ABC
Классификация способов оптимизации процессов
Обзор способов оптимизации процессов

12
Авторская классификация способов оптимизации процессов

13
Рис. 4. Виды анализа бизнес-процесса по В.В. Репину — В.Г. Елиферову

14
Заключение
Литература

Ключевые слова: процессный подход, процессы, оптимизация, государственное управление, менеджмент качества, оценка эффективности
Журнал: «Менеджмент качества» — №2, 2019 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15.
Кол-во знаков: около 29,859.

1. Айвазян З.С., Дмитриев М.Э., Маслов Д.В. ABC в государственном управлении: возможности учета затрат по видам деятельности в органах исполнительной власти РФ // Менеджмент качества. — 2018. — №1. — С. 2–12.

2. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. — М.: Стандарты и качество, 2003. — 272 с.

3. Божко В. Имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ. Практический подход. — Подробнее .

4. Бугаевский Т. Имитационное моделирование как эффективный инструмент менеджера. Теория и практика реализации. — Подробнее .

5. Гинтова М.А., Жулин А.Б., Костырко А.А., Плаксин С.М., Синятуллина Л.Х. Реинжиниринг государственных услуг, комплексных сфер государственного регулирования: вопросы методологии // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2012. — №1. — C. 7–25.

6. ГОСТ Р ИСО 7870-2-2015 «Статистические методы. Контрольные карты. Часть 2. Карты Шухарта». — Подробнее .

7. Джордж М.Л. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с.

8. Каплан Р., Купер Р. Функционально-стоимостной анализ: практическое применение. — М.: Вильямс, 2008. — 344 с.

9. Ковалев С.М., Ковалев В.М. Современные методологии описания бизнес-процессов — просто о сложном // Консультант директора. — 2004. — №12.— С. 57–65.

10. Лайкер Дж.К. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. — М.: Издательская группа «Точка», 2018. — 400 с.

11. Любимова Е. Проекты «бережливого» здравоохранения в Севастополе: обучение и стандартизация — основа преобразований. — Подробнее .

12. Маслов Д.В. Общая схема оценки Common Assessment Framework (CAF). Совершенствование организаций публичного сектора через самооценку. — Казань: Высшая школа государственного и муниципального управления КФУ, Издательство Казанского университета, 2013. — 68 с.

13. Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM. — М.: Стандарты и качество, 2008. — 152 с.

14. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А., Вылгина Ю.В. Современные инструменты управления: бенчмаркинг. — Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т им. В.И. Ленина, 2009. —100 c.

15. Маслов Д.В., Дмитриев М.Э., Айвазян З.С. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество. Аналитический обзор. — М.: Центр стратегических разработок, 2018. — 60 с.

16. Маслов Д.В., Короленко А.Ю., Смирнов В.В. Система «ЭПУС» как механизм повышения эффективности государственного и муниципального управления // Государственная служба. — 2007. — №6. — С. 70–81.

17. Маслов Д.В., Нургатина Л.А. Развитие местного самоуправления через самооценку: модель CAF и индекс качества системы управления // Стандарты и качество. — 2015. — №7. — С. 66–69.

18. Нив Г. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 370 с.

19. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. — 194 с.

20. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. — М.: Центр стратегических разработок, 2018. — 52 с.

21. Постановление КМ РТ от 12 ноября 2010 г. №898 «Об утверждении концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережли-вое производство» в Республике Татарстан на 2011–2013 годы». — Подробнее .

22. Проект «Бережливая поликлиника». — Подробнее .

23. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 августа 2016 г. №455-рп «О концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». — Подробнее .

24. Репин В. Business Studio, нотация BPMN: границы процессов, события, стрелки. — Подробнее .

25. Репин В.В., Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 319 с.

26. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 224 с.

27. Ткаченко И.Н., Кизиков И.В. Классификация методов оптимизации бизнес-процессов промышленных холдинговых структур // Известия УрГЭУ. — 2011. — №5(37). — С. 30–34.

28. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: манифест революции в бизнесе. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. — 332 c.

29. Харрингтон Дж., Эсселинг K.C., ван Нимвеген Х. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимиза-ция. — М.: Азбука, 2002. — 317 c.

30. Шамаев И. Activity-Based Costing и Activity-Based Budgeting. SAS CPM. — Подробнее .

31. Camp R. (1989). Benchmarking: The Search for Industry Best Practices that Lead to Superior Performance. Milwaukee: ASQC Quality Press.

32. Cole B. (2011). Lean-six Sigma for the Public Sector: Leveraging Continuous Process Improvement to Build Better Government. Milwaukee: ASQ Quality Press.

33. Cokins G. (2006). Activity-based Cost Management in Government. New York: Management Concepts.

34. Cooper R., Kaplan R. (1988). «Measure costs right: make the right decisions». Harvard Business Review, September / October, pp. 96–103.

35. Davenport T. (1993). Process Innovation: Reengineering Work Through Information Technology. Boston, MA: Harvard Business School Press.

36. Fragoso J.T. (2015). «Business process reengineering in government agencies: lessons from an experience in Mexico». Journal of Service Science and Management, Vol. 8, pp. 382–392.

37. Kubeck L.С. (1995). Techniques for Business Process Redesign: Tying it All Together. New York: John Wiley & Sons.

38. Kuhlmann S., Jäkel T. (2013). «Competing, collaborating or controlling? Comparing benchmarking in European local government». Public Money & Management, Vol. 33(4), pp. 269–276.

39. Peppard J., Rowland P. (1995). The Essence of Business Process Re-engineering. England, Prentice Hall Hemel Hempstead.

40. Watson G.H. (1993). Strategic Benchmarking: How to Rate your Company’s Performance Against the World’s Best. New York: John Wiley.

Маслов Дмитрий Владимирович

Маслов Дмитрий Владимирович
к. э. н.

Научный сотрудник Ивановского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, председатель комитета по качеству в государственном и муниципальном управлении Всероссийской организации качества.

г. Иваново

Другие статьи автора 16

Дмитриев Михаил Эгонович

Дмитриев Михаил Эгонович
д. э. н.

Главный научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ.

г. Москва

Другие статьи автора 2