Типология радиостанций Москвы и Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования
Шариков А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к понятию «формат радиостанции», выделяются критерии построения классификации форматов радиостанций и радиопрограмм. Затрагивается практика учета типов программ в России как на уровне лицензирования радиовещания, так и на прикладном маркетинговом уровне. Приводятся результаты исследования, проведенного автором в 2012–2013 гг. среди экспертов — руководителей крупнейших московских радиостанций и аналитиков радиорынка по выявлению типов радиостанций в эфире Москвы и Санкт-Петербурга.

Содержание

Формат радиостанции в контексте зарубежных концепций типологии радиостанций

Североамериканский подход к понятию «формат радиостанции»

Европейский подход к понятию «формат телерадиопрограмм»

Классификация тематической направленности вещания радиостанций ССИ ЕВС

Практические подходы к типологии радиопрограмм и радиостанций в отечественной практике

Государственные / коммерческие станции

Классификация концепций вещания радиостанций Федеральной конкурсной комиссии

Маркетинговая типология позиционирования радиостанций

Таблица 1. Распределение количества частот, выставленных на конкурс для радиостанций Федеральной конкурсной

Эмпирическое исследование типов радиостанций Москвы и Санкт-Петербурга

Литература

Таблица 2. Типология радиостанций, полученная по результатам экспертного опроса в 2013 г.

Ключевые слова: радиовещание, радиостанция, типы радиостанций, формат радиостанции, типология радиостанций, классификатор радиопрограмм
Журнал: «Реклама. Теория и практика» — №6, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15.
Кол-во знаков: около 32,941.

1. Болотова Л.Д., Кравченко С.В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 2010. — №6. — С. 79–89.

2. Бубукин А. Какое радио мы слушаем? — Подробнее .

3. Бубукин А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат. — Подробнее .

4. Гулидов Р. Форматы радиостанций. — Подробнее . 5. Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат вещания. — М.: Астрель, 2012.

6. Кравченко С.В. Переформатирование радиостанций: путь к успеху? — Подробнее .

7. Кравченко С.В. Позиционирование радиостанции в условиях информационного рынка: на примере московского FM-диапазона: Дис-сертация на соискание ученой степени к. ф. н. — М., 2013.

8. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журнали-стика». — 2010. — №6. — С. 14–21.

9. Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 2010. — №6. — С. 36–41.

10. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. — М.: Аспект Пресс, 2012.

11. Макеенко М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журна-листика». — 2010. — №6. — С. 90–95.

12. Николаева Ю.А. Социологическое обеспечение программирования радиостанции: Диссертация на соискание ученой степени к. с. н. — М., 2004.

13. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовеща-ния, 2001.

14. Радио: мы говорим, нас слушают? / Под ред. А.А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2004.

15. Радиовещание в России в 2012 году: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под ред. О.Я. Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013.

16. Радиовещание в России в 2013 году: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под ред. О.Я. Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014.

17. Раскатова Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: Диссертация на соискание ученой степени к. ф. н. — Тольятти, 2008.

18. Раскатова Е.Р. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие. — Подробнее .

19. Смирнов В.В. Современное отечественное радиовещание. — Ростов-на-Дону, 2008.

20. Смирнов В.В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. — М.: Аспект Пресс, 2002.

21. Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 2010. — №6. — С. 22–24.

22. Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журна-листика». — 2010. — №6. — С. 25–29.

23. Сухарева В.А. Что такое формат? Или искусство массовой кулинарии // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналисти-ка». — 2010. — №6. — С. 70–78.

24. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А.Г. Качкаевой. — М.: Аспект Пресс, 2008.

25. Федеральный закон от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государ-ственных средствах массовой информации». — Подробнее .

26. Янюк Е.Н. Форматы московских радиостанций. — Подробнее .

27. ESCORT 2007: EBU System of Classification of Radio and Television Programmes (2007). Geneva: European Broadcasting Union.

28. Hendy D. (2000). Radio in the Global Age. Cambridge: Polity Press; Blackwell Publishers, Malden, MA.

29. MacFarland D.T. (1979). The Development of Top 40 Radio Format. New York : Arno Press.

30. Routt E., McGrath J.B., Weiss F.A. (1978). The Radio Format Conundrum. New York: Hastings House.

31. White R.G. Jr. (1981). Martin Block and WNEW: the Rise of the Recorded Music Radio Format, 1934–1954. Ohio: Bowling Green.

Шариков Александр Вячеславович

Шариков Александр Вячеславович

профессор

НИУ ВШЭ.

г. Москва

Член профессиональных ассоциаций: Group of European Audience Researchers (GEAR), Евразийская академия телевидения и радио, Российское общество социологов, Международный союз журналистов и др.

Другие статьи автора 3