Изучение трудовых мигрантов как группы потребителей товаров и услуг в РФ: трудовая миграция из Таджикистана
Кочкин Е.В., Бакаев К.Н.

Аннотация

Трудовых мигрантов из бывших республик СССР, работающих в России, можно рассматривать как уникальную группу потребителей российских товаров и услуг. Цель настоящего исследования — проанализировать потребительское поведение трудовых мигрантов из Таджикистана в России. Эмпирическую базу составили 146 телефонных интервью с респондентами, ездившими из Таджикистана на заработки в Россию в течение 12 месяцев, предшествовавших интервью.

Содержание

Введение

Описание контекста: трудовая миграция граждан Таджикистана в Россию

Данные исследования

Результаты исследования

Социально-демографические характеристики респондентов

Транспорт

Рис. 1. Распределение участников исследования по полу

Рис. 2. Возраст участников исследования

Рис. 3. Уровень дохода респондентов

Рис. 4. Уровень образования респондентов

Рис. 5. Регионы, в которые чаще всего ездили респонденты

Рис. 7. Авиакомпании, которыми респонденты летали в Россию

Рис. 6. Вид транспорта, которым респонденты добирались в Россию и обратно

Мобильная связь

Рис. 8. Места, где респонденты покупали билеты на самолет

Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос «Брали ли Вы кредит или деньги в долг на покупку авиабилета или ж/д- билета для этой поездки?»

Рис. 10. SIM-карты, которыми пользовались респонденты во время последней поездки в Россию

Рис. 12. Причины выбора конкретного оператора связи

Рис. 13. Путь получения российской SIM-карты

Денежные переводы

Рис. 14. Частота звонков в Таджикистан из России

Рис. 15. Регулярность перевода денег из России в Таджикистан

Основные выводы исследования

Рис. 16. Платежные системы, через которые участники исследования переводили средства на родину

Рис. 17. Причины выбора систем денежных переводов

Литература

Ключевые слова: потребительское поведение, трудовая миграция, сотовая связь, транспорт, денежные переводы
Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12.
Кол-во знаков: около 15,786.

1. База данных: социально-демографический сектор. — Подробнее .

2. Регионы Республики Таджикистан. — Подробнее .

3. Социально-демографический сектор. Основные социальные показатели, 1970–2012. — Подробнее .

4. Background to Tcell and Telecommunications in Tajikistan. — Подробнее .

5. Clifford D., Falkingham J., Hinde A. (2010). «Through сivil war, food crisis and drought: trends in fertility and nuptiality in post-Soviet Tajikistan». European Journal of Population, Vol. 26, No. 3, pp. 325–350.

6. Jaward N., Tadhbakhsh S. (1995). Tajikistan: a Forgotten Civil War. London, Minority Rights GroupEABR. — Подробнее .

7. IFAD. (2013). Sending Money Home to Asia: Trends and Opportunities in the World’s Largest Remittance Marketplace. — Подробнее . 8. IOM. (2009). Abandoned Wives of Tajik Labor Migrants: IOM Study on the Socio-Economic Characteristics of Abandoned Wives of Tajik Labor Migrants and Their Survival Capabilities. IOM, Dushanbe, Tajikistan.9. ILO. (2010). Migration and Development in Tajikistan — Emigration, Return and Diaspora. Moscow.10. Migrants from Developing Countries to Send Home $414 Billion in Earnings in 2013. — Подробнее . Myhre M. (2012). Labour Migration from Central Asia to Russia State Management of Migration. — Подробнее . OSCE (2009). Impact of the Global Financial Crisis on Labour Migration from Kyrgyzstan to Russia. — Подробнее . School Dropout Prevention Pilot Program: Dropout Trend Analysis. Tajikistan. — Подробнее . Tajikistan. World Development Indicators. — Подробнее .

Кочкин Евгений Васильевич

Кочкин Евгений Васильевич

Научный сотрудник Центра исследований миграции и этничности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

г. Москва

Сфера научных интересов: опросные методы, качественные и количественные методы социальных исследований, маркетинговые исследования, экономические аспекты трудовой миграции, бизнес-процессы в сравнительной перспективе, микрокредитование.

Другие статьи автора 2

Бакаев Кахрамон Нариманович

Бакаев Кахрамон Нариманович

Директор Центра социологических исследований «Зеркало».

г. Душанбе, Таджикистан

Имеет богатый опыт проведения количественных и качественных исследований, участия в международных исследовательских проектах. Сфера научных интересов: социологические, маркетинговые исследования, социология массовых коммуникаций, исследования бизнес-среды.