Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

Аннотация

В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического стратегического управления. Обозначен источник оппортунизма, описаны пути его преодоления, циклы развития, процессы и модели целеполагания и стратегического управления.

Содержание

1
Введение

2
Единство и борьба противоположностей в развитии организации

3
Проблемы целеполагания организации
Проблема главной цели организации
Четыре категории целей организации

6
Два дерева целей организации: эволюционного и революционного развития
Человеческий аспект проблем целеполагания
Система целеполагания в естественных организациях

8
Рис. 2. Классическое дерево целей

10
Система целеполагания в больших естественных организациях

11
Проблемы целеполагания в искусственных организациях и их разрешение

12
Цикл развития организации

13
Рис. 4. Структуры управления на разных стадиях развития

14
Рис. 5. Реальные структуры управления на разных стадиях цикла развития
Стратегическое управление революционным и эволюционным развитием

16
Основные выводы
Литература

Ключевые слова: целеполагание, стратегическое управление, развитие организации, управление изменениями, дерево целей, процессы целеполагания
Журнал: «Менеджмент сегодня» — №3, 2017 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 18.
Кол-во знаков: около 35,982.

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 512 с.

2. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.

4. Андреас С. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. — М.: Твои книги, 2010. — 704 с.

5. Андреева Т.Е. Организационные изменения: сравнительный анализ основных концепций // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2004. — Сер.8. — Вып. 2(16). — С. 33–48.

6. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.

7. Бармута К.А. Обеспечение устойчивого развития предприятия в условиях освоения инноваций // Вестник Донского государственно-го технического университета. — 2010. — Т.10. — №8. — С. 1274–1279.

8. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М.; Челябинск: Социум: ИРИСЭН, 2009. — 334 с.

9. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. — Кн.1. — М.: Экономика, 1989. — 304 с.

10. Богданова Е.В. Разум и чувство: о роли диссонанса в процессе организационных инноваций. Рецензия на книгу Stark D. The sense of Dissonance: accounts of worth in economic life (princeton University Press, 2009) // Экономическая социология. — 2010. — Т.11. — №3. — С. 122–128.

11. Божко Л.М. Комбинированные научные подходы к управлению изменениями // Вестник Омского университета. — Серия «Экономика». — 2015. — Вып.2. — С. 77–83.

12. Боловинцев Ю.А. Целеполагание и ориентиры как сформулированная философия в стратегическом планировании организации // Статистика и экономика. — 2015. — №5. — С. 17–21.

13. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. — Т.1. Социология. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 445 с.

14. Волович В.Н. Социально-экономическая природа коррупции // Проблемы современной экономики. — 2016. — Вып. 1(57). — С. 44–47.

15. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Таганрог: ТРТУ, 2003. — 230 с.

16. Грубич Т.Ю. Процесс управления в организации // Научный журнал КубГАУ. — 2015. — №114(10). — С. 754–770.

17. Деружинский В.Е., Вартанян Н.Н. Теоретико-методическое обеспечение процесса управления внутрифирменными трансформациями в крупных компаниях // Terra Economicus. — 2011. — Т.9. — Ч.2. — №1. — С. 11–16.

18. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — №5. — С. 75–80.

19. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №12. — С. 3–13.

20. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Фиктивные цели и конечные результаты // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — №11. — С. 3–10.

21. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика // Проблемы экономики и менеджмента. — 2017. — №1. — С. 3–25.

22. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия // Стратегическое управление. — 2014. — №4. — С. 304–314.

23. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис. Практическая парадигма современного эффективного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №7. — С. 7–25.

24. Жемчугов А.М. Социокибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — №6. — С. 3–15.

25. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. — 2017. — №2. — С. 116–132.

26. Киселева И.А., Искаджян С.О. Анализ внутренних факторов, влияющих на ценообразование // Дайджест-финансы. — 2013. — №2(218). — С. 28–32.

27. Клаузевиц К. О войне. — М.: Эксмо, 2013. — 512 с.

28. Корнилов Д.А. Формирование классификации видов стратегий в области стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — Вып.21. — С. 24–30.

29. Коттер Дж.П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 256 с.

30. Лавренчук М.А. К вопросу об определении социальной организации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2006. — №101. — С. 174–176.

31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 369 с.

32. Лутовинов П.П., Осташевский С.М. Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2013. — №4. — Т.7. — С. 56–59.

33. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 c.

34. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000. — 336 с.

35. Петросян А.Э. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета. — 2015. — №3. — С. 68–78.

36. Плотников М.В., Пелепейченко Ю.С. Разработка и реализация стратегического видения в российских и зарубежных компаниях: сравнительный анализ // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — Вып.12. — С. 6–12.

37. Пугина Л.И. Теоретические аспекты экономического обоснования инновационной стратегии предприятий // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2012. — №6. — С. 1–10.

38. Свердлова А.А. Основы управления прибылью предприятия // Инновационная наука. — 2016. — №6. — С. 217–219.

39. Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах // Экономическая социология. — 2001. — Т.2. — №2. — С. 115–132.

40. Старк Д. Гетерархия: организация диссонанса // Экономическая социология. — 2009. — Т.10. — №1. — С. 57–89.

41. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.

42. Филиппов Ю.Н., Попович А.М., Люфт С.А. Модель разработки и реализации стратегии организационного развития на предприятиях энергетики // Вестник Омского университета. — 2014. — Вып.1. — С. 100–108.

43. Франковская Е.Г. Обеспечение устойчивого развития организации за счет управления качеством цепи поставок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Т.12. — №4(4). — С. 826–834.

44. Шиба Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Новое американское тотальное управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 348 с.

45. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Издательская группа АСТ, 2011. — 251 с.

46. Янг С. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972. — 456 с.

47. Greiner L.E. (1967). «Patterns of organization change». Harvard Business Review, May — June, Vol. 45, No. 3, pp. 119–130.

48. Kotter J.P. (2007). «Leading change: why transformation efforts fail». Harvard Business Review, January, pp. 96–103.

Жемчугов Александр Михайлович

Жемчугов Александр Михайлович

Аналитик ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Другие статьи автора 7

Жемчугов Михаил Калистович

Жемчугов Михаил Калистович
к. т. н.

Главный специалист ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Опыт работы — более 30 лет.

Другие статьи автора 7