Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности 
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

1
Введение

3
Производительные силы человека на предприятии

4
Административная система управления и повышение ее эффективности
Механизм административной системы управления

5
Авторитарная и демократическая организации административной системы

6
Рисунок. Зоны принятия работника и руководителя
Целеполагание и целедостижение в административной системе

7
Методика повышения эффективности деятельности при административной системе управления

8
Небюрократические методы повышения эффективности административной системы
Принципиальные ограничения административной организации
Нематериальная мотивация

9
Экономическая система управления и повышение ее эффективности

10
Партнерская система управления и ее эффективность
Основные составляющие партнерской организации
Формирование системы ключевых положений деятельности предприятия

11
Практическое целеполагание с долевым распределением результата

12
Целедостижение в партнерской организации
Методика обеспечения высокой эффективности деятельности при попустительской системе управления и ее применимость
Попустительская система управления и ее эффективность
Механизм попустительской системы управления
Выводы

13
Литература

Ключевые слова: эффективность предприятия, административная организация, экономическая организация, партнерская организация, попустительская организация

Аннотация

Проблема повышения эффективности российских предприятий стоит очень остро и требует скорейшего решения. Можно выделить четыре системы организации предприятия: административную, экономическую, партнерскую и попустительскую, однако проблемы повышения эффективности ни одной из них не разрешены до настоящего времени. В статье показаны механизмы функционирования этих систем и пути повышения их эффективности.

Журнал: «Менеджмент сегодня» — №3, 2021 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15

DOI

10.36627/2304-6473-2021-3-3-220-234 — https://doi.org/10.36627/2304-6473-2021-3-3-220-234

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Производительность в России: до и после кризиса / Под ред. Г. Фуниной, Е. Евсеевой // Вестник McKinsey. Теория и практика управления. Специальный выпуск. — 2010. — №4. — 71 с.

2. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №11. — С. 3–29.

3. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.

4. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М.: Социум, 2009. — 334 с.

5. Alchian A.A., Demsetz H. (1972). «Production, information costs, and economic organization». The American Economic Review, Vol. 62(5), pp. 777–795.

6. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: В 4 т. Том 1: Социология. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. — 445 с.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2017. — 1054 с.

8. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 229 с.

9. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Э, 2017. — 224 с.

10. DellaVigna S., List J., Malmendier U., Rao G. (2016). Estimating Social Preferences and Gift Exchange at Work. — Подробнее .

11. Esteves-Sorenson C. (2018). Gift Exchange in the Workplace Addressing the Conflicting Evidence with a Careful Test. — Подробнее .

12. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: Учебник. — СПб.: Лань, 2001. — 695 с.

13. Schneiderman A.M. (1999). «Why balanced scorecards fail». Journal of Strategic Performance Measurement, Special Edition, pp. 6–11.

14. Norreklit H. (2000). «The balance on the balanced scorecard — a critical analysis of some of its assumptions». Management Accounting Research, Vol. 11(1), pp. 65–88.

15. Hart O.D., Holmström B. (2016). Contract Theory. Scientic Background on the Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel. — Подробнее .

16. Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 176 с.

17. Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. — М.: Бовыкин В.И., 2020. — 224 с.

18. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент. — М.: Вильямс, 2010. — 704 с.

19. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Директ-Медиа, 2012. — 2126 с.

20. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. — М.: Дело, 2013. — 359 с.

21. Измайлова М.А. Влияние агентских отношений на эффективность корпоративного управления и стратегическое развитие компа-ний // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2018. — Том9. — №3. — С. 430–442.

22. Скаржинская Е.М., Цуриков В.М. К вопросу об эффективности коллективных действий // Российский журнал менеджмента. — 2014. — Том12. — №3. — С. 87–104.

23. Зиновьева Е.В., Пузыревский Л.С. Мотивация и менеджмент // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — №3. — С. 139–149.

24. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. — М.: Финансы, 2003. — 496 с.

25. Commons J.R. (1919). Industrial Goodwill. New York: McGraw.

26. Янг С. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972. — 456 с.

27. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №6. — С. 4–30.

28. Жемчугов А.М., Жемчугов M.K. Целеполагание — основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. — 2018. — №2. — С. 144–159.

29. Жемчугов А.М., Жемчугов M.K. Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2018. — №6. — С. 138–150.

30. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. — Подробнее .

31. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — №4. — С. 46–71.

32. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Построение эффективного предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — №9. — С. 43–84.

33. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. — Подробнее .

34. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. — Готовится к публикации.

35. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — М.: Европа, 2005. — 382 с.

36. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоя-щее, будущее. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — С. 44–71.

37. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 284 с.

38. Кулик В.И., Кулик И.В. Производительная сила и производительность труда // Наука в цифрах. — 2017. — №4(5). — С. 18–36.

39. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). — М.: ИФ РАН, 1997. — 201 с.

40. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. — 1993. — №1. — С. 24–40.

41. Бастиа Ф.М. Экономические гармонии. — М.: Эксмо, 2007. — 1196 с.

42. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019. — 875 с.

43. Simon H.A. (1991). «Organizations and markets». Journal of Economic Perspectives, Vol. 5(2), pp. 25–44.

44. Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. — М.: ИРИСЭН; Мысль, 2010. — 445 с.

45. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. — 687 с.

46. Киселев Д.А. Управление общественным развитием как глобальная философская проблема // Век глобализации. — 2013. — №1. — С. 27–36.

47. Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры; Аномалии экономического роста; Избранные статьи и выступления. 1988–1995. Сочинения в 2 томах. Том2. — М.: Евразия, 1997. — 782 с.

48. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 413 с.

49. Петросян А.Э. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета. — 2015. — №3. — С. 68–78.

50. Повышение производительности и ответственности. Чего еще добился Генри Форд, увеличив зарплату работников. — Подробнее .

51. Беляев Н.З. Генри Форд. — М.: Журнально-газетное объединение, 1935. — 264 с.

52. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000. — 364 с.

53. Шевчук Д.А. История менеджмента: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2009. — 430 с. 54. Бутаков И.Н. Оплата труда работников в производстве // Известия Томского политехнического университета. — 1927. — Том1. — №4. — С. 1–28.

55. Друкер П. Практика менеджмента. — М.: Вильямс, 2003. — 398 с.

56. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М.: Прогресс, 1986. — 418 с.

57. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 287 с.

58. Луценко С.И. Дилемма выбора модели управления компанией // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — №2. — С. 162–172.

59. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.

60. Deci E.L., Ryan R.V. (1985). Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. New York: Springer Science, Business Media.

61. Grossman S.J., Hart O.D. (1986). «The costs and benefits of ownership: a theory of vertical and lateral integration». Journal of Political Economy, Vol. 94(4), pp. 691–719.

62. Simon H.A. (2005). «Darwinism, altruism and economics». In: The Evolutionary Foundations of Economics (Dopfer G., ed), Cambridge: Cambridge University Press, pp. 89–104.

63. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Новое издательство, 2007. — 221 с.

64. Пригожин А.И. Методы развития организаций . — М.: Ленард, 2017. — 848 с.

65. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 365 с.

66. Кэтмелл Э. Креативная компания: как управлять командой творческих людей. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 344 с.

67. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2010. — 511 с.

68. Коллинз Д., Поррас Д. Построенные навечно: успех компаний, обладающих видением. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 357 с.

69. Tuckman B.W. (1965). «Developmental sequences in small groups». Psychological Bulletin, Vol. 63(6), pp. 384–399.

70. Hsieh C., Nickerson J.A., Zenger T.R. (2007). «Opportunity discovery, problem solving and a theory of the entrepreneurial firm». Journal of Management Studies, Vol. 44 (7), pp. 1255–1277.

71. Becker G.S. The Economic Way of Looking at Life. — Подробнее .

72. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — 649 с.

Жемчугов Александр Михайлович

Жемчугов Александр Михайлович

Аналитик ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Другие статьи автора 12

Жемчугов Михаил Калистович

Жемчугов Михаил Калистович
к. т. н.

Главный специалист ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Опыт работы — более 30 лет.

Другие статьи автора 12