Структурное подразделение как базовая основа предприятия 
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

1
Введение

2
Предприятие и его организационная структура
Два вида организационной структуры предприятия

3
Рис. 1. Организационная структура предприятия

4
Рис. 2. Организационная структура предприятия Ч. Барнарда
Определение структурного подразделения

5
Рис. 3. Взаимосвязи внутри подразделения
Коллективная деятельность человека: структурное подразделение и малая группа
Создание структурного подразделения и его внутренняя организация

7
Формирование внутренних институтов структурного подразделения
Активный фактор и производительные силы структурного подразделения

9
Структурное подразделение предприятия и его социальная организация

10
Рис. 4. Структура подразделения
Смысл существования подразделения предприятия
Большое структурное подразделение и его организация

11
Рис. 5. Структурное подразделение предприятия 1

12
Виды структурных подразделений
Виды интеграции структурных подразделений

13
Партнерское подразделение с перераспределением предвидимых при целеполагании результатов
Виды интеграции структурных подразделений и их организации

14
Бюрократическое подразделение с сильными связями

15
Либеральное подразделение
Сетевое подразделение

16
Литература

Ключевые слова: эффективность предприятия, малая группа, внутренний институт, вертикальный реципрокный обмен, партнерское предприятие

Аннотация

Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия были подняты еще Ф. Тейлором, но их рассмотрение в основном базируется на формальных методах распределения ресурсов и не дает существенных результатов. Цель исследования — анализ деятельности малых групп и их институтов, основной его результат — создание нового подхода к методике построения структурных подразделений как эффективных малых социальных групп, иерархическая система которых и обеспечивает эффективность предприятия.

Журнал: «Менеджмент сегодня» — №3, 2022 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 17

DOI

10.36627/2304-6473-2022-3-3-190-206 — https://doi.org/10.36627/2304-6473-2022-3-3-190-206

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Азарова М.В., Туровец О.Г. Определение функций подразделений предприятия на основе матрицы сбалансированной ответственности // Организатор производства. — 2017. — Т.25. — №2. — C. 34–43.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000.

5. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

6. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. — 1993. — №1. — С. 24–40.

7. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. — 2002. — Т.3. — №5. — С. 60–74.

8. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: В 4 т. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.

9. Вольчик В.В. Проблема доверия и модернизация институтов // Terra Economicus. — 2012. — Т.10. — №2. — С. 12–18.

10. Дюркгей м Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991.

11. Жемчугов А.М. Викиномика как бизнес-модель // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — №10. — С. 121–125.

12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Гайд по организации и управлению предприятием. — Подробнее .

13. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития // Менеджмент сегодня. — 2022. — №1. — С. 24–38.

14. Жемчугов А.М., Жемчугов M.K. Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2018. — №6. — С. 138–150.

15. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Организация и управление предприятием. Концептуальные основы. — Подробнее .

16. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. — Подробнее .

17. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — №4. — С. 46–71.

18. Зиновьева Е.В., Пузыревский Л.С. Мотивация и менеджмент // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — №3. — С. 139–149.

19. Измайлова М.А. Влияние агентских отношений на эффективность корпоративного управления и стратегическое развитие компаний // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2018. — Т.9. — №3. — С. 430–442.

20. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики. — 2008. — №1. — С. 4–26.

21. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. — СПб.: Нестор-История, 2014.

22. Кули Ч.Х. Первичные группы // Общая социология: Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 2006. — С. 163–168.

23. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Директ-Медиа, 2012.

24. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2012.

25. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. — 1990. — №5. — С. 81–86. 26. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. — М.: Дело, 2013.

27. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: НАЧАЛА, 1997.

28. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.

29. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. — М.: ФЭИ, 1995.

30. Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия. Бихевиористский подход. Вопросы государственного и муниципального управления. — 2010. — №1. — С. 5–52.

31. Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. — М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010.

32. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М.: Прогресс, 1986.

33. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. — СПб.: Алетейя, 2002.

34. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

35. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. — 2011. — №12. — С. 46–64.

36. Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей . Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. — М.: Олимп-Бизнес, 2005.

37. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

38. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2017.

39. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). — М.: ИФ РАН, 1997.

40. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991.

41. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М.: Классика-ХХI, 2007.

42. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Э, 2017.

43. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. — М.: Политиздат, 1949.

44. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. — М.: Ермак, 2004.

45. Хабибуллин Р.И., Седов Е.В. Акционерные общества работников в России: в поисках траектории сбалансированного развития // Terra Economicus. — 2017. — Т.15. — №3. — С. 106–130.

46. Шведин Б.Я. Онтология предприятия: экспириентологический подход. Технология построения онтологической модели предприятия на основе анализа и структурирования живого опыта. — М.: ЛЕНАНД, 2010.

47. Шевчук Д.А. История менеджмента: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2009.

48. Щур-Труханович Л.В. Содержание трудового договора в условиях нового правового регулирования. — М.: Финпресс, 2006.

49. Alchian A.A., Demsetz H. (1972). «Production, information costs and economic organization». The American Economic Review, Vol. 62(5), pp. 777–795.

50. Cannan E. (1929). A Review of Economic Theory. P. London: S. Kings and Son Ltd.

51. Fiorito L., Commons J.R., Wesley N. (2010). «Hohfeld and the origins of transactional economics». History of Political Economy, Vol. 42(2), pp. 267–295.

52. Hart O.D., Holmström B. (2016). Contract Theory. Scientic Background on the Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel. — Подробнее .

53. Nickerson J., Zenger T. (2004). «A knowledge-based theory of the firm — the problem-solving perspective». Organization Science, Vol. 15, pp. 617–632.

54. Putnam R.D. (1995). «Bowling alone: America’s declining social capital». Journal of Democracy, January, pp. 65–78.

55. Putnam R.D., Leonardi R., Nanetti R.Y. (1993). Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press.

Жемчугов Александр Михайлович

Жемчугов Александр Михайлович

Аналитик ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Другие статьи автора 12

Жемчугов Михаил Калистович

Жемчугов Михаил Калистович
к. т. н.

Главный специалист ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Опыт работы — более 30 лет.

Другие статьи автора 12