Сравнительный анализ развития агромаркетинга в сельскохозяйственных регионах развивающихся стран 
Ван Т.А., Банникова Н.В., Агаларова Е.Г.

Введение
Основные проблемные зоны в цепочке создания стоимости
Таблица 1. Проблемные зоны маркетинга в развивающихся регионах, теоретические концепции, имеющие к ним
Таблица 2. Теоретическая база маркетинга, используемая в исследованиях в развивающихся регионах
Теоретические концепции, способствующие анализу ситуаций и поиску решений
Маркетинг в предпринимательской деятельности
Управление в цепочке поставок
Рис. 1. Главные черты регулирующих механизмов экономической деятельности
Таблица 3. Этапы реализации контрактов
Рис. 2. Система взаимодействий при анализе структуры рынка
Пример маркетинга в развивающихся регионах
Торговля и маркетинг овощей и фруктов в бутане
Таблица 4. Примеры маркетинга в развивающихся регионах
Заключение
Литература

Ключевые слова: направление исследования, развитие региона, доступность рынка, маркетинг, рынок, рыночные показатели, производитель сырья, каналы поставок, цепочки создания стоимости, вертикальная координация

Аннотация

Статья основана на исследованиях профессора Аада ван Тилбурга из Университета Вагенингена. В ней проанализированы источники, послужившие базой научных исследований ситуаций на аграрных рынках. Рассмотренные рыночные концепции способствовали разработке решений проблем маркетинга в различных странах и регионах. Доказано, что при анализе рынка не следует руководствоваться исключительно теоретическими концепциями, а надо использовать комплексный, междисциплинарный подход к рассмотрению конкретных ситуаций.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №6, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 18
Кол-во знаков: около 27,156
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Агаларова Е.Г., Белкина Е.Н. Органические стандарты потребления в цепи поставок продукции АПК: Материалы Всероссийской Ильинской научно-практической конференции «Россия. Земля. Крестьянство». Т. 1. — Курган: Куртамыш, 2009. — С. 302–305.

2. Агаларова Е.Г., Таран А.Г. Маркетинговые альтернативы сбыта овощной продукции. Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона: Сб. материалов IV Региональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 1. — Ставрополь: Литера, 2011. — С. 24–33.

3. Abbott J.C. (1958). Marketing Problems and Improvement Programs. Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome.

4. Bain J.S. (1959). Industrial Organization. New York, John Wiley & Sons, Inc.

5. Bhagavatula S., Elfring T., van Tilburg A., van de Bunt G.C. (2010). «How social and human capital influence opportunity recognition and re-source mobilization in India’s handloom industry». Journal of Business Venturing, Vol. 25 (3), рр. 245–260.

6. Bucklin L.P. (1965). «Postponement, speculation and the structure of distribution channels». Journal of Marketing Research, Vol. 2 (1), рр. 26–31.

7. Bucklin L.P., ed. (1970). Vertical Marketing Systems. Scott Foresman and Company, Glenview, Illinois.

8. Clodius R.L., Mueller W.F. (1961). «Market structure analysis as an orientation of research in agricultural economics». Journal of Farm Econo-mics, Vol. 43, No. 3, рр. 515–553.

9. Cubbin J.S. (1988). Market Structure and Performance, the Empirical Research. Harwood Academic Publishers.

10. Fafchamps M. (2004). Market Institutions in Sub-Saharan Africa. The MIT Press, Cambridge.

11. Grosh B. (1993). «Contract farming in Africa: an application of the new institutional economics». Journal of African Economies, Vol. 3, No. 2, pp. 231–261.

12. Henderson J.M., Quandt R.E. (1980). Micro Economic Theory: a Mathematical Approach. McGraw Hill.

13. Hill B.E., Ingersent K.A. (1982). An Economic Analysis of Agriculture. Heinemann Educational Books, London.

14. Ingenbleek P.T.M., van Tilburg A. (2009). «Marketing for pro-poor development: deriving opportunities for development from the marketing literature». Review of Business and Economics, Vol. 54 (3), рр. 327–344.

15. Janssen W.G., van Tilburg A. (1997). «Marketing analysis for agricultural development: suggestions for a new research agenda». In: Wieren-ga B., van Tilburg A., Grunert K., Steenkamp J.-B.E.M., Wedel M., eds. Agricultural Marketing and Consumer Behaviour in a Changing World, Kluwer Academic Publishers. 16. Kambewa E.V., van der Lans I.A.C.M., van Trijp J.C.M., Ingenbleek P.T.M., van Tilburg A., van Boekel M.A.J.S. (2007). Restructuring International Food Chains: Building Sustainable and All-Inclusive Food Chains at the Primary Stages. 106th EAAE Seminar on Pro-poor Development in Low Income Countries: Food, Agriculture, Trade and Environment. Montpellier, France.

17. Kambewa E.V. (2007). Contracting for Sustainability: an Analysis of the Lake Victoria — EU Nile Perch Chain. Wageningen Academic Publishers, Wageningen, the Netherlands.

18. Kotler P., Keller K.L. (2009). A Framework for Marketing Management. Pearson, Upper Saddle River, New Jersey.

19. Kraaijenbrink J., Spender J.-C., Groen A.J. (2010). «The resource-based view: a review and assessment of its critiques». Journal of Management, Vol. 36 (1), рр. 349–372.

20. Kuiper W.E., Lutz C., van Tilburg A. (1999). «Testing for the law of one price and identifying price-leading markets: an application to corn mar-kets in Benin». Journal of Regional Science, Vol. 39, No. 4, pр. 713–738.

21. Kuiper W.E., Lutz C., van Tilburg A. (2000). «Price setting power among wholesalers and retailers: maize in Benin and sorghum in Burkina Faso». In: van Tilburg A., Moll H.A.J., Kuyvenhoven A. (Eds.). Agricultural Markets Beyond Liberalization, Kluwer Academic Publishers.

22. Kuiper W.E., Lutz С., van Tilburg A. (2003). «Vertical price leadership on local maize markets in Benin». Journal of Development Economics, Vol. 71, рр. 417–433.

23. Lockett A., Thompson S., Morgenstern U. (2009). «The development of the resource-based view of the firm: a critical appraisal». International Journal of Management Reviews, Vol. 11 (1), рр. 9–28.

24. Lutz C. (1994). The Functioning of the Maize Market in Benin: Spatial and Temporal Arbitrage on the Market of a Staple Food Crop. University of Amsterdam, Regional Economics.

25. Meulenberg M.T.G. (1986). «The evolution of agricultural marketing theory: towards better coordination with general marketing theory». Netherlands Journal of Agricultural Science, Vol. 34, рр. 301–315.

26. Powell W.W. (1991). «Neither market nor hierarchy: network forms of organization». In: Thomson G., Frances J., Levacic R., Mitchell J. (Eds.). Markets, Hierarchies and Networks, SAGE Publications.

27. Rindfleisch A., Heide J.B. (1997). «Transaction cost analysis: past, present, and future applications». Journal of Marketing, Vol. 61 (4), рр. 30–54.

28. Ruben R., van Boekel M., van Tilburg A., Trienekens J. (2007). Tropical Food Chains; Governance Regimes for Quality Management. Wageningen Academic Publishers, Wageningen.

29. Stern L.W., El-Ansary A.I., Coughlan A.T. (1996). Marketing Channels. Prentice Hall.

30. Stoelhorst J.W., van Raaij E.M. (2004). «On explaining performance differentials: marketing and the managerial theory of the firm». Journal of Business Research, Vol. 57, рр. 462–477.

31. Van Tilburg A. (2001). The Bhutan National Agricultural Marketing Plan, Report for the Ministry of Agriculture of Bhutan in co-operation with the Agricultural Marketing Section, Policy and Planning Division of the Ministry of Agriculture. Bhutan and the Netherlands Development Organisation SNV.

32. Van Tilburg A. (2010). Linkages between theory and practice of marketing in developing countries. In: van Trijp H., Ingenbleek P. (Eds.). Mar-kets, Marketing and Developing Countries: Where We Stand and Where We are Heading. Wageningen Academic Publishers.

33. Van Tilburg A., Kuiper W.E., Swinkels R. (2008). «Market performance of potato auctions in Bhutan». Journal of International Food and Agribusi-ness Marketing, Vol. 20 (2), рр. 61–87.

34. Van Tilburg A., Trienekens J., Ruben R., van Boekel M. (2007). «Governance for quality management in tropical food chains». Journal on Chain and Network Science, Vol. 7 (1), рр. 1–9.

Ван Тилбург Аад

Ван Тилбург Аад

профессор

Кафедра маркетинга и потребительского поведения Университета Вагенингена.

г. Вагенинген, Нидерланды

Банникова Наталья Владимировна

Банникова Наталья Владимировна
д. э. н.
профессор

Заведующая кафедрой предпринимательства и мировой экономики, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет».

г. Ставрополь

Другие статьи автора 2

Агаларова Екатерина Григорьевна

Агаларова Екатерина Григорьевна
к. э. н.
доцент

Доцент кафедры экономики предприятия и бизнес-технологий в агропромышленном комплексе, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет».

г. Ставрополь

Другие статьи автора 3