Брендинг страны: некоторые вопросы концептуализации 
Черенков В.И., Стуглев А.А.

1
Введение

3
Рис. 1. Иллюстрация междисциплинарной природы предметной области брендинга страны
О междисциплинарной природе концепта «бренд страны»

4
Таблица 1. Динамика рейтинга первых десяти брендов стран (2018–2022 гг.)

6
Таблица 2. Сопоставление определений для англоязычных и русскоязычных терминов
Таксономия подходов к концепту «брендинг страны»

7
Репрезентация концепта «брендинг страны»

8
Рис. 2. Вариативность проявления имиджа (бренда) страны в зависимости от характеристик целевой аудитории
Таблица 3. Конструирование дефиниций идентичности и имиджа бренда страны исходя из положений брендинга

9
Таблица 4. Представленность и соответствие англоязычных и русскоязычных терминов, связанных с брендингом

10
Заключение

11
Литература

Ключевые слова: бренд страны, брендинг страны, имидж страны, конгрессно-выставочная деятельность, маркетинг мест, междисциплинарный подход, «Сделано в России», Фонд «Росконгресс»

Аннотация

В статье уточняется теория брендинга страны с учетом диалектической связи экономики и политики. Современный уровень концептуализации брендинга страны оценивается как недостаточный из-за противоречия между междисциплинарной природой объекта исследования и монодисциплинарностью многих исследователей, а также из-за случаев некорректного перевода. Отмечена перспективная роль проекта «Сделано в России» и его связь с брендингом страны.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №3, 2023 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 12

DOI

10.36627/2074-5095-2023-3-3-168-179 — https://doi.org/10.36627/2074-5095-2023-3-3-168-179

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Акулич М. Страновый бренд: эффекты ожидаемые и… неожиданные // Маркетинг: идеи и технологии. — 2011. — №2. — С. 24–32.

2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. — М.: Мысль, 1983.

3. Анищенко К.Л., Смык Г.Б. Национальный бренд как явление в международных экономических и политических отношениях. — Подробнее .

4. Ассоциация «Мой бизнес» и Фонд Росконгресс стали партнерами. — Подробнее .

5. В России создают движение в поддержку отечественных брендов. — Подробнее .

6. Виноградов С.В., Щелкунов Е.Б., Хрипкова В.А. Будет ли признан и востребован российский знак качества. — Подробнее .

7. Власова Н.Ю., Куликова Е.С. Альянсы брендов и зонтичный бренд в стратегиях продвижения территории // Управленец. — 2017. — №3(67). — С. 40–51.

8. Вольчек В.В. Междисциплинарность в экономической науке: между империализмом и плюрализмом // Terra Economicus. — 2015. — №13(4). — С. 52–64.

9. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. — 2012. — №3(19). — С. 29–45.

10. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Аналитика современных дефиниций и подходов к пониманию сущности бренда // Вестник РУДН. Серия «Экономика». — 2013. — №4. — С. 94–104.

11. Загорский А.Л., Старов С.А., Гладких И.В. Формирование затрат на брендинг собственных торговых марок розничных сетей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2014. — №13(2). — С. 3–34.

12. Конягина М.Н., Громова Д.О., Полякова А.А. Поддержка конгрессно‐выставочной деятельности региона: опыт Санкт‐Петербурга // Естественно‐гуманитарные исследования. — 2020. — №30(4). — С. 76–83.

13. Крыжко Е.В., Пашковский П.И. Генезис и особенности англосаксонской русофобии: геополитическое измерение // Регионология. — 2023. — №1(31). — С. 30–45.

14. Кусраева О.А. Национальный бренд и конкурентоспособность компаний: альтернативный подход к национальному брендингу // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2021. — №20(1). — С. 30–57.

15. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Полное собрание сочинений. — Том 42. — М.: Политиздат, 1970.

16. Лесников Г.П., Манохин И.В. Диалектика взаимосвязи и взаимозависимости мировой политики и экономики в современной системе международных отношений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2016. — №10(749). — С. 182–198.

17. Мохова О.Л., Шарыкина Э.А. Особенности экономического дискурса // Вестник академии. — 2020. — №4. — С. 97–107.

18. Мухиддинов А.Г. Мультиплексация как способ преобразования вербальной информации в биопсихосоциальной системе языка // Herald pedagogiki. Nauka i Praktyka. — 2021. — C. 12–21.

19. Мы настроены оптимистично. — Подробнее .

20. Попов А.В. Бренд и идентичность территории // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Географическое изучение территориальных систем». — Пермь: ПГУ, 2009. — С. 186–190.

21. Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-Дискурс: теоретико-методологический анализ. — Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, Институт международных связей, 2008. — 282 с.

22. Сигова М.В., Таничев А.В. Мультикапитальный подход к реализации концепции устойчивого развития // Ученые записки Международного банковского института. — 2021. — №3(37). — С. 157–184.

23. Терещук М.И. Эволюция концепта «брендинг» как инструмента обеспечения конкурентных преимуществ страны. — Подробнее .

24. Фейлинг Т.Б., Каткова Т.В., Третьяк В.В. Современный брендинг. — Подробнее .

25. Черенков В.И., Благов Е.Ю., Старов С.А., Таничев А.В. Брендинг устойчивости и собственные торговые марки: от междисциплинарного подхода к трансдисциплинарному // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2021. — №20(4). — С. 471–508.

26. Черенков В.И., Старов С.А., Гладких И.В., Таничев А.В. Инбрендинг: вопросы генезиса, концептуализации, кодификации и целей // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2022. — №3. — С. 174–187.

27. Штельмашенко А.Д. Бренд государства как ретранслятор культурного кода страны на международной арене // Молодой ученый. — 2015. — №5(85). — С. 414–419.

28. Congress Time: «Культурный код событий». — Подробнее .

29. Abdalmajid J., Papasolomou I., Vrontis D., Melanthiou Y., Thrassou A., Uzunboylu N. (2023). A Nation Brand Development Framework: the Stakeholders’ Perspective. — Подробнее .

30. Anholt S. (2011). «Beyond the nation brand: the role of image and identity in international relations». In: Brands and Branding Geographies. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, pp. 289–304.

31. Anholt S. (2008). «Editorial. Place branding: Is it marketing, or isn’t it?» Place Branding and Public Diplomacy, Vol. 1(4), рр. 1–6.

32. Anholt S. (1996). «Making a brand travel». The Journal of Brand Management, Vol. 3(6), рр. 357–364.

33. Brakus J.J., Schmitt B.H., Zarantonello L. (2009). «Brand experience: what is it? How is it measured? Does it affect loyalty?» Journal of Marketing, Vol. 73(May), рр. 52–68.

34. Cherenkov V.I., Starov S.A., Gladkikh I.V. (2020). «Brand imitation in the modern simulacrum market versus marketing ethics». Vestnik of Saint Petersburg University. Management, Vol. 9(2), pp. 203–226.

35. Cvijanovic D., Natasa S., Vukotic S. (2018). «Creating a state brand: a brand and branding Serbia». Ekonomika, Vol. 64(2), рр. 43–54.

36. De Chernatony L. (2006). From Brand Vision to Brand Evaluation. The Strategic Process of Growing аnd Strengthening Brands. — Подробнее .

37. Dinnie K. (2008). Nation Branding: Concepts, Issues, Practice. Oxford: Butterworth Heinemann.

38. Fan Y. (2010). «Branding the nation: towards a better understanding». Place Branding and Public Diplomacy, Vol. 6(2), рр. 97–103.

39. Giannopoulos A.A., Piha L.P., Avlonitis G.J. «DestiNation Branding»: What For? From the Notions of Tourism and Nation Branding to an Integrated Framework. — Подробнее .

40. Handayani B., Rashid B. (2013). «Conceptualisation of nation brand image». International Journal of Management Studies, Vol. 20(1), рр. 17–23.

41. Hao A.W., Paul J., Trott S., Guo Ch., Wu H.-H. (2021). «Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda». International Marketing Review, Vol. 1, рр. 40–65.

42. Holt D.B. (2004). How Brands Become Icons: the Principles of Cultural Branding. Brightton: Harvard Business School Press, 265 p.

43. Kalamova M.M., Konrad K.A. (2010). Nation Brands and Foreign Direct Investment. — Подробнее .

44. Kaneva N. (2014). «Critical reflections on nation branding as discourse and practice». In: Images of Nations: Strategic Communication, Soft Power and the Media. Athens: Kastaniotis, pp. 61–75.

45. Lynche J., de Chernatony L. (2004). «The power of emotion: brand communication in business-to-business markets». Brand Management, Vol. 11(5), pp. 403–419.

46. O’Cass A. (1996). «Political marketing and the marketing concept». European Journal of Marketing, Vol. 30(10/11), рр. 37–53.

47. Papp-Váry A.F. (2018). «Country branding: what branding? Relevant terminologies and their possible interpretations in the case of countries». Economic and Regional Studies, Vol. 11(4), рр. 7–26.

48. Potter E. (2003). «Canada and the new public diplomacy». International Journal, Vol. 58(1), рр. 43–64.

49. Rojas-Méndez J.I., Khoshnevis M. (2023). «Conceptualizing nation branding: the systematic literature review». Journal of Product & Brand Management, Vol. 32(1), рр. 107–123.

50. Snow N. (2020). Public Diplomacy. — Подробнее .

51. Viktorin C., Gienow-Hecht J.C.E., Estner A., Will M.K. (2018). Introduction. Beyond Marketing and Diplomacy: Exploring the Historical Origins of Nation Branding. — Подробнее .

Черенков Виталий Иванович

Черенков Виталий Иванович
д. э. н.
профессор

Профессор кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

г. Санкт-Петербург

Другие статьи автора 14

Стуглев Александр Анатольевич

Стуглев Александр Анатольевич

Директор Фонда «Росконгресс».

г. Москва

Другие статьи автора 2