Брендинг страны: от концептуализации к операционализации 
Черенков В.И., Стуглев А.А.

1
Введение

2
Уточнение репрезентации брендинга страны

3
Таблица 1. Понимание содержания / цели брендинга экономико-географических таксонов в работах российских авторов

4
Таблица 1. Понимание содержания / цели брендинга экономико-географических таксонов в работах российских авторов

7
Развитие подходов к концептуализации брендинга страны

10
Замечания по операционализации концепта «брендинг страны»

12
Заключение

13
Литература

Ключевые слова: бренд страны, брендинг страны, «гексагон Анхольта», конгрессно-выставочная деятельность, междисциплинарный подход, рейтинг бренда страны, «мягкая сила», ноополитика

Аннотация

В статье представлен результат ступенчатого семантико-логического анализа репрезентации брендинга страны и сделаны замечания по операционализации данной концепции. Дана критика современного рейтингования брендов стран. Высказана возможность модернизации модели «гексагон Анхольта» на основе мультикапитального подхода. Намечены исследования, определяющие роль нефинансовых институтов развития в повышении международной конкурентоспособности России на основе брендинга страны.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2023 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15

DOI

10.36627/2074-5095-2023-4-4-250-264 — https://doi.org/10.36627/2074-5095-2023-4-4-250-264

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Акулич М.В. Брендинг, культура нации и ее имидж // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — №6(80). — С. 110–115.

2. Аллахвердян А.Г., Агамова Н.С. Сравнительный анализ причин и масштабов «Утечки умов» из России в 1920-х и 1990-х годах // Науковедческие исследования. — 2013. — №1. — С. 151–170.

3. Баймагамбетова Л.К., Омельченко Е.В. Brand Finance: рейтинг национального бренда «Казахстан» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — №1. — С. 374–377.

4. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Государственный брендинг: теоретические и практические аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — №10-3(48). — С. 37–40.

5. Важенина И.С. О сущности бренда территории // Экономика региона. — 2011. — №3. — С. 3–23.

6. Владимирова А.В., Королев В.А., Трунина А.А. Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах «Мягкой силы» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2014. — №2(9). — С. 209–228.

7. Владимирская Д.А. Экономическая стратегия России: роль национального брендинга // Модернизация российской экономики: прогнозы и реальность: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — С. 119–122.

8. Дубейковский В.А. Бренд города? 35 ответов. — М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2015.

9. Емельянова Н.Н. Благородный гегемон: «Мягкая сила» во внешней политике Индии. — М.: Аквилон, 2018. — 192 с.

10. Емельянова Н.Н. «Мягкая сила» как концепт: критический анализ // Международная аналитика, МГИМО. — 2018. — №3(25). — С. 7–24.

11. Иванов В.Г. «Charts power» — «рейтинговая сила» как инструмент мягкой силы и экономическое оружие: технологии использования и стратегии противодействия: монография. — М.: ИНФРА-М, 2015.

12. Казнина О.В. Механизм создания бренда на примере бренда территории // Бренд-менеджмент. — 2017. — №1(92). — С. 18–30.

13. Кузьмина К.А., Матецкая М.В. Брендинг территорий и брендинг дестинаций: общее и особенное // В кн.: Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. — СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2014. — С. 6–23.

14. Кусраева О.А. Национальный бренд и конкурентоспособность компаний: альтернативный подход к национальному брендингу // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2021. — №20(1). — С. 30–57.

15. Кутовой В.М. Оценка инструментов публичной дипломатии: история, значение и особенности // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. — 2022. — №4. — С. 100–115.

16. Кучинская Т.Н. Региональный брендинг как инструмент позиционирования имиджа Забайкальского края в системе межрегиональных связей РФ и КНР // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». — 2010. — №1(4). — С. 24–33.

17. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. — 2017. — №3(54). — С. 212–223.

18. Малькова И.В. Методы оценки эффективности геобрендинга. — Подробнее .

19. Никонов С.Б. Ноополитика как инструмент продвижения экономических интересов государств. — Подробнее .

20. Олефиренко О.М., Карпищенко М.Ю. Проблемы теории и практики брендинга на примере концепции формирования бренда Сумской области // Маркетинг і менеджмент інновацій. — 2011. — №4(ІІ). — С. 30–40.

21. Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2017.

22. Родькин П.Е. Брендинг территории: к проблеме репрезентации и бренд-идентификации // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2018. — №4(12). — С. 25–34.

23. Сигова М.В., Таничев А.В. Мультикапитальный подход к реализации концепции устойчивого развития // Ученые записки Международного банковского института. — 2021. — №3(37). — С. 157–184.

24. Соловей А.П., Шухно Е.В. Интерпретация и операционализация концепта «социальное самочувствие» // Синергия. — 2018. — №4. — С. 72–77.

25. Соловьева-Балаян Д.И. Проблема теоретического исследования и практического применения концепции национального брендинга в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. — 2022. — №22(2). — С. 106–115.

26. Стуглев А.А. Брендинг и мягкая сила страны в условиях современной геополитической турбулентности // Проблемы современной экономики. — 2023. — №2(86). — С. 58–64.

27. Филимонов Г.Ю., Цатурян С.А. «Мягкая сила» как форма непрямой аппликации «национального интереса» // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». — 2012. — №2. — С. 21–29.

28. Цепелев А. Социально-территориальная идентификация и брендинг региона // Власть. — 2013. — №6. — С. 143–146.

29. Черенков В.И., Благов Е.Ю., Старов С.А., Таничев А.В. Брендинг устойчивости и собственные торговые марки: от междисциплинарного подхода к трансдисциплинарному // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2021. — №20(4). — С. 471–508.

30. Черенков В.И., Стуглев А.А. Брендинг страны: некоторые вопросы концептуализации // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2023. — №3. — С. 168–179.

31. Якоба И.А. «Мягкая сила» в современной политике и дискурсивной технологии // Социологические исследования. — 2014. — №12. — С. 65–73.

32. Якубова Т.Н., Вавилина А.В. Брендинг как фактор страновой конкурентоспособности в мировом хозяйстве // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2018. — №4(73). — С. 43–46.

33. Aberkaine I.J. (2015). Neopolitics: The Power of Knowledge. — Подробнее .

34. Anholt S. (2005). Brand New Justice: How Branding Places and Products Can Help the Developing World. — Подробнее .

35. Anholt S. (2008). «From nation branding to competitive identity — The role of brand management as a component of national policy». In: Dinnie K. (Ed.). Nation branding: concepts, issues, practice, Oxford, UK: Butterworth-Heinemann, pp. 22–23. 36. Anholt S. (2008). Why Nation Branding Does not Exist. — Подробнее .

37. Anholt S., Hildreth J. (2005). Brand America: The Mother of All Brands (Great Brand Stories series). London: Cyan Communications.

38. Arquilla J., Ronfeldt D. (1999). The Emergence of Noopolitik: Toward an American Information Strategy. — Подробнее .

39. Bolin G., Miazhevich G. (2018). «The soft power of commercialised nationalist symbols: Using media analysis to understand nation branding campaigns». European Journal of Cultural Studies, Vol. 21(5), рр. 527–542.

40. Bolin G., Ståhlberg P. (2010). «Between community and commodity: nationalism and nation branding». In: Roosvall A., Salovaara Moring I. (Eds.). Communicating the Nation. National Topographies of Global Media Landscapes. Gothenburg: Nordicom, pp. 79–101.

41. Fan Y. (2006). «Branding the nation: What is being branded?» Journal of Vacation Marketing, Vol. 12(1), рр. 5–14.

42. Fan Y. (2008). «Soft power: Power of attraction or confusion?» Place Branding and Public Diplomacy, Vol. 4(2), pp. 147–158.

43. Florek M. (2005). «The country brand as a new challenge for Poland». Place Branding, Vol. 1, pp. 205–214.

44. Groen A.J., Lee L.K. (2013). «Nation brand management: towards a convergent theory for nation branding». Archives of Design Research, Vol. 26(2), pp. 55–69.

45. Hall D. (2002). «Brand development, tourism and national identity: the reimaging of former Yugoslavia». Journal of Brand Management, Vol. 9(4/5), рр. 323–334.

46. Hans N.T. (2010). Communicating With the World. NY: Public Affairs Publishing House.

47. Kaneva N. (2011). «Nation branding: toward an agenda for critical research». International Journal of Communication, Vol. 5(1), рр. 117–141.

48. Kavaratzis M. (2005). «Place branding: A review of trends and conceptual models». Marketing Review, Vol. 5(4), рр. 329–342.

49. Klimeš O. (2017). «China’s Cultural Soft Power: The Central Concept in the Early Xi Jinping Era (2012–2017)». AUC Philologica, Vol. 4, рр. 127–150.

50. Kotler Ph., Gertner D. (2004). «Country as brand, product and beyond: a place marketing and brand management perspective». In: Morgan N., Pritchard A. (Eds). Destination Branding: Creating the Unique Destination Proposition. UK: Butterworth-Heinemann Elsevier, pp. 40–52.

51. Lee R., Lee Y.-il. (2021). «The role of nation brand in attracting foreign direct investments: a case study of Korea». International Marketing Review, Vol. 38(1), рр. 124–140.

52. Marlin R.R.A. (1989). «Propaganda and the ethics of persuasion». International Journal of Moral and Social Studies, Vol. 4, рр. 37–72.

53. Olins W. (2002). «Branding the nation — the historical context». Journal of Brand Management, Vol. 9(4/5), рр. 241–248.

54. Rojas-Mendez J.I. (2013). «The nation brand molecule». Journal of Product & Brand Management, Vol. 22(7), рр. 462–472.

55. Shirky С. (2011). The Political Power of Social Media: Technology, the Public Sphere, and Political Change. — Подробнее .

56. Snow N. (2009). «Public Diplomacy». In: Snow N., Taylor Ph.M. (Eds.). Routledge Handbook of Public Diplomacy. NY and London: Routledge.

57. Solleh F.M. (2015). «Gastrodiplomacy as a soft power tool to enhance nation brand». Journal of Media and Information Warfare, Vol. 7, рр. 161–169.

58. Szondi G. (2008). «Country promotion and image management — the case of Hungary». In: Dinnie K. (Ed.). Nation Branding: Concepts, Issues, Practice. Oxford: Butterworth Heinemann, pp. 201–204.

Черенков Виталий Иванович

Черенков Виталий Иванович
д. э. н.
профессор

Профессор кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

г. Санкт-Петербург

Другие статьи автора 13

Стуглев Александр Анатольевич

Стуглев Александр Анатольевич

Директор Фонда «Росконгресс».

г. Москва

Другие статьи автора 2