Когнитивная теория: инструмент, позволяющий ответить на базовые вопросы "почему", относящиеся к предпринимательству 
Барон Р.

Почему именно этот, а не другой человек решает стать предпринимателем?;
Почему некоторые люди видят новые выгодные
возможности, а другие — нет?;
Почему некоторые предприниматели более
успешны, нежели другие?;
Преимущества применения когнитивной теории;

Аннотация

В статье
предполагается, что
когнитивная теория
как инструмент
позволяет глубже
осмыслить ключевые
аспекты
предпринимательства.
Особенно
подчеркивается, что
применение данной
теории, позволившей
достичь серьезных
успехов во многих
других областях, может
помочь ответить на
несколько базовых
вопросов, относящихся
к предпринимательству.

1) Почему один
человек решает стать
предпринимателем,
а другой — нет?

2) Почему один
человек способен
увидеть новые
возможности,
относящиеся к тому
или другому продукту
или услуге,
а другой — нет?

3) Почему некоторые
предприниматели добиваются
большего успеха,
нежели другие?
В статье
рассматриваются
специфические
когнитивные факторы,
относящиеся
к каждому
из поставленных
вопросов, а также
описывается
потенциальный
эффект их
использования.

Кроме того,
предполагается,
что применение
когнитивной теории
помогает
исследователям,
изучающим
предпринимательство,
и предпринимателям
в их начинаниях —
содействуя успешности
этих начинаний.

Журнал: «Менеджмент-дайджест» — №4, 2004 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 19
Кол-во знаков: около 57,634
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Amit, R., MacCrimmon, K. I., Zietsma, C., Oesch, J. M., 2000. «Does money matter? Wealth attainment as the motive for initiating growth-oriented technology ventures». Journal of Business Venturing 16, pp. 119–143.

2. Bandura, A., 1997. Self-efficacy: The exercise of control. Freeman, New York.

3. Baron, R. A., 1998. «Cognitive mechanisms in entrepreneurship: why and when entrepreneurs think differently than other people». Journal of Business Venturing 13, pp. 275–294.

4. Baron, R. A., 2000. «Counterfactual thinking and venture formation: the potential effects of thinking about «what might have been». Journal of Business Venturing 15, pp. 79–92.

5. Baron, R. A., in press. «Human resource management and entrepreneurship: some reciprocal benefits of closer links». Human Recourse Management Review.

6. Baron, R. A., Markman, G. D., 2003. «Person-entrepreneurship fit: the role of individual difference factors in new venture formation». Journal of Business Venturing 18, pp. 41–60.

7. Baum, R., 1994. The relation of traits, competencies, vision, motivation, and strategy to venture growth. Unpublished Doctoral Dissertation, University of Maryland.

8. Biederman, I., 1995. Visual object recognition. In: Kosslyn, S. F. , Osherson, D. N. (Eds.), An Invitation to Cognitive Science, 2nd ed. MIT Press, Cambridge, MA, pp. 121–165.

9. Brockner, J., Higgins, E. T. , Low, M. B., 2003. «Regulatory focus theory and the entrepreneurial process». Journal of Business Venturing 19.

10. Buehler, R., Griffin, D., Rposs, M., 1994. «Exploring the «planning fallacy»: why people underestimate their task completion times». Journal of Personal and Social Psychology. 67, pp. 984–996.

11. Busenitz, L. W., Barney, J. B., 1997. «Dif-ferences between entrepreneurs and managers in large organizations: biases and heuristics in strategic decision-making». Journal of Business Venturing 12, pp. 9–30.

12. Cooper, A., Woo, C., Dunkelberg, W., 1989. «Entrepreneurship and the initial size of firms». Journal of Business Venturing 3, pp. 97–108.

13. Durand, R., Coerurderoy, R., 2001. «Age, order of entry, strategic orientation, and organizational performance». Journal of Business Venturing 16, pp. 471–494.

14. Forgas, J. P. , 1995. «Mood and judgment: the affect infusion model (AIM)». Psychology Bulletin 117, pp. 39–66.

15. Forlani, D., Mullins, J. W., 2000. «Per-ceived risks and choices in entrepreneurs’ new venture decisions». Journal of Business Venturing 15, pp. 305–322.

16. Gaglio, C. M., Katz, J. A., 2001. «The psychological basis of opportunity identification: entrepreneurial alertness». J. Small Bus. Econ. 16, pp. 95–111.

17. Higgins, E. T. , 1998. «Promotion and prevention: regulatory focus as a motivational principle». In: Zanna, M. P. (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology, vol. 30. Academic Press, New York, pp. 1–46.

18. Higgins, E. T. , Silberman, I., 1998. «Devel-opment of regulatory focus: promotion and prevention as ways of living». In: Hec-khausen, J., Dweck, C.S. (Eds.), Motivation and Self-Regulation Across the Life Span. Cambridge University Press, New York, pp. 798–1113.

19. Higgins, E. T. , Friedman, R. S., Harlow, R. E., Idson, L. C., Ayduk, O. N., Taylor, A., 2001. «Achievement orientations from subjective histories of success: promotion pride versus prevention pride». European Journal of Social Psychology 31, pp. 3–23.

20. Hubel, D. H., Wiesel, T. N., 1979. «Brain mechanisms and vision». Sci. Am. 241, pp. 150–162.

21. Kahneman, D., Lovallo, D., 1994. Timid choices and bold forecasts: a cognitive perspective on risk taking. In: Rumelt, R. P. , Schendel, D. E., Teece, D. J. (Eds.), Fundamental Issues in Strategy: A Research Agenda, pp. 71–96.

22. Kirzner, I., 1979. Perception, Opportunity, and Profit. University of Chicago Press, Chicago.

23. Kolchinski, P. , 2001. Entrepreneurship in the Biotechnology Industry. Evelexa Bio Resources, Boston.

24. Kunda, Z., 1999. Social Cognition: Making Sense of People. MIT Press, Cambridge, MA. 25. Larsen, A., Bundesen, C., 1996. «A template-matching pandemonium recognizes unconstrained handwritten characters with high accuracy». Mem. Cognition 24, pp. 136–143.

26. Liberman, N., Idson, L. C., Camacho, C. J., Higgins, E. T. , 1999. «Promotion and prevention choices between stability and change». Journal of Personal and Social Psychology 77, pp. 1135–1145.

27. Markman, G. D., Balkin, D. B., Baron R. A., 2001. Inventors’ cognitive mechanisms as predictors of new venture formation. Paper presented at the meetings of the Academy of Management, Washington, DC. August.

28. Matlin, M. W, 2002. Cognition, 5th ed. Harcourt College, Fort Worth, TX.

29. Miner, A. S., Bassoff, P. , Moorman, C., 2001. «Organizational improvisation and learning: a field study». Adm. Sci. Q. 26, pp. 304–337.

30. Petty, R. E., Cacioppo, J. T. , 1990. «In-volvement and persuasion: tradition versus integration». Psychology Bulletin 107, pp. 367–374.

31. Plous, S., 1993. The Psychology of Judgment and Decision Making. McGraw-Hill, New York.

32. Roese, N. J., 1997. «Counterfactual think-ing». Psychology Bulletin 121, pp. 133–148.

33. Ross, J., Staw, B. M., 1993. «Organizational escalation and exit: lessons from the Shore-ham nuclear power plant». Academic Management Journal 36, pp. 701–732.

34. Shane, S., in press. «Technology opportunities and new firm creation». Management Science.

35. Shane, S., Venkataraman, S., 2000. «The promise of entrepreneurship as a field of re-search». Academic Management Review 25, pp. 217–226.

36. Shane, S., Locke, E. A., Collins, C. J., in press. «Entrepreneurial motivation». Human Resource Management Review.

37. Shepperd, J. A., Ouellette, J. A., Fernandez, J. K., 1996. «Abandoning unrealistic optimistic performance estimates and the temporal proximity of self-relevant feed-back». Journal of Personal and Social Psychology 70, pp. 844–855.

38. Simon, M., Houghton, S. M., Aquino, K., 2000. «Cognitive biases, risk perception, and venture formation: how individual decide to start companies». Journal of Personal and Social Psychology 15, pp. 113–134.

39. Solso, R. L., 1999. Cognitive Psychology, 5th ed. Allyn&Bacon, Boston.

40. Sternberg, R. J. (Ed.), 1999. The Nature of Cognition. MIT Press, Cambridge, MA.

41. Sternberg, R. J., 2003. «Successful intelligence as a basis for entrepreneurship». Journal of Personal and Social Psychology.

42. Swets, J. A., 1992. «The science of choosing the right decision threshold in high-stakes diagnostics». American Psychology 47, pp. 522–532.

43. Tversky, A., Khaneman, D., 1982. «Judg-ment under uncertainty: heuristics and bi-ases». In: Khaneman, D., Slovic, P. , Tver-sky, A. (Eds.), Judgment under Uncertainty. Cambridge University Press, New York, pp. 3–20.

44. Zahara, S. A., Bogner, W., 2000. «Technol-ogy strategy and software new ventures’ performance: exploring the moderating effect of the competitive environment». Journal of Business Venturing 15, pp. 135–174 Journal of Business Venturing. №19. 2004.

Барон Роберт А.

Школа менеджмента и технологии Lally, Политехнический институт Rensselaer, Нью-Йорк, США.