Исследование клиентоцентричности рынка образовательных услуг 
Леонов А.И., Ковзель А.Д.

1
Введение

2
Клиентоориентированность на рынке edtech: структура понятия и инструментарий исследования

3
Рис. 1. Связь клиентоцентричности, клиентоориентированности и индивидуального маркетинга

5
Методология исследования
Основные результаты исследования рынка edtech

8
Рис. 2. Модель клиентоцентричности на верхнем уровне детализации (по результатам анализа литературы и первичного исследования потребителей)

9
Рис. 3. Первая часть модели клиентоцентричности (по результатам анализа литературы и первичного исследования потребителей)

10
Рис. 4. Вторая часть модели клиентоцентричности (по результатам анализа литературы и первичного исследования потребителей)

11
Рис. 5. Распределение признака «клиентоцентричность»
Рис. 6. Усредненные оценки по критериям клиентоцентричности

12
Таблица. Оценки по отдельным критериям клиентоцентричности

13
Заключение
Литература

Ключевые слова: рынок EdTech, онлайн-образование, клиентоцентричность, индивидуальный маркетинг, поведение потребителей, атрибуты индивидуального взаимодействия, кастомизация

Аннотация

В статье представлены результаты исследования клиентоцентричности рынка EdTech с помощью разработанной на основе теоретического анализа и первичного исследования потребителей модели клиентоцентричности. В рамках исследования было рассмотрено влияние клиентоцентричности на положение компании на рынке, проанализирована связь уровня клиентоцентричности компании с ее типом образовательного продукта, ценой занятия и бизнес-моделью.

Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования» — №4, 2024 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 14
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Алиева А.Х. Особенности использования персонализированного маркетинга в условиях цифровизации // Журнал прикладных исследований. — 2021. — №1. — С. 736–741.

2. Беляева Ю.В. Применение инновационных технологий в современном маркетинге // Инновации и инвестиции. — 2020. — №3. — С. 6–8.

3. Васильев К.А. Теоретические и методологические аспекты разработки и продвижения новых ИТ-продуктов // Менеджмент: теория и практика. — 2023. — №1. — С. 152–164.

4. Горбачева М.А. Персонализированный омниканальный маркетинг // Бизнес–образование в экономике знаний. — 2020. — №3. — С. 39–41.

5. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. — Подробнее .

6. Завьялова О.В. Маркетинг в условиях цифровой трансформации // Экономический вектор. — 2021. — №4(27). — С. 61–64.

7. Иващенко Н.С. Различные подходы к определению понятия и измерению уровня клиентоориентированности организации // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №11(101). — С. 123–128.

8. Ковзель А.Д. Исследование антикризисных инструментов продвижения на рынке образовательных услуг // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2023. — №13. — С. 60–75.

9. Ковзель А.Д. Исследование потребительского восприятия инструментов индивидуального маркетинга на рынке образовательных услуг // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2023. — №15. — С. 28–44.

10. Ковзель А.Д., Леонов А.И. Использование результатов маркетингового обоснования в финансовом моделировании // Трансформация финансово-экономической системы: риски и возможности: Материалы межвузовской научно-методической конференции. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. — С. 69–87.

11. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Концептуальный подход к внедрению клиентоориентированного маркетинга в деятельности предприятий // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — №1(34). — С. 385–389.

12. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Ковалев Е.А. Виртуальный кластер как проект // Вопросы управления. — 2020. — №6. — С. 95–106.

13. Лопанова Е.В., Савина Н.В. Соотношение понятий персонализация, персонификация и кастомизация образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — №2. — С. 181–184.

14. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум / Под ред. И.И. Скоробогатых, Д.М. Ефимовой. — М.: Кнорус, 2022.

15. Мирошниченко М.А., Воронин А.А., Назарова А.Ю. Клиентоцентричный подход в разработке продуктов и оказание качественного обслуживания потребителей при управлении компанией // Вестник Академии знаний. — 2023. — №2(55). — С. 442–449.

16. Мухаметшина И.И., Нарбикова Э.Б., Мусин У.Р. Клиентоориентированность: сущность, виды, критерии // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — №12(94). — С. 48–50.

17. Ойнер О.К. Современные потребительские тренды и удовлетворенность потребителя: монография. — М.: Инфра-М, 2013.

18. Реалии и перспективы цифровой трансформации экономики: монография / В.Д. Миловидов, В.А. Онучак, С.Ю. Перцева [и др.]; под ред. О.Б. Пичкова. — М.: МГИМО-Университет, 2020.

19. Смит К. Конверсия: как превратить лиды в продажи. — М.: Альпина Паблишер, 2018.

20. Тинякова В.И. Вызовы и угрозы цифровой экономики: первые итоги и вектор дальнейшего развития // Современная экономика: проблемы и решения. — 2021. — №7. — С. 140–146.

21. Ухина Т.В. Система персонализированного сервиса как одно из конкурентных преимуществ гостиничного предприятия // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2020. — №1. — С. 167–175.

22. Шадрин В.Г., Котова О.Н. Трансформация технологий маркетинга в цифровой среде // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2020. — №2. — С. 263–269.

23. Шаститко А.Е., Маркова О.А., Мелешкина А.И., Морозов А.Н. Ценообразование на основе больших данных: теоретические аспекты. — М.: РАНХиГС, 2021.

24. Chan Hung Ngai J., Ellis P. (1998). «Market orientation and business performance: Some evidence from Hong Kong». International Marketing Review, Vol. 15(2), рр. 119–139.

25. Chung J.-E., Huang Y., Jin B., Sternquist B. (2011). «The impact of market orientation on Chinese retailers’ channel relationships». Journal of Business & Industrial Marketing, Vol. 26(1), рр. 14–25.

26. D’Angelo J., Diehl K., Cavanaugh L. (2019). «Lead by example? Custom-made examples created by close others lead consumers to make dissimilar choices». Journal of Consumer Research, Vol. 46(4), рр. 750–773.

27. Dick J. Live Chat Exposes a Fatal Flaw in Your Go-to-Market. — Подробнее .

28. Earley S. (2022). «Recommendations and personalization: Three strategies for activating customer behaviour analytics insights». Applied Marketing Analytics: The Peer-Reviewed Journal, Vol. 7(4), рр. 329–336.

29. Farley J.U., Deshpandé R. (2006). «Charting the evolution of Russian firms from Soviet «producer orientation» to contemporary «market orientation». Journal of Global Marketing, Vol. 19(2), рр. 7–26.

30. GetCourse. — https://getcourse.ru.

31. Gilbert J. (2021). «How L’Oréal adopted new technologies to scale personalization, adapt to new customer demands and evolve into the top beauty tech company». Journal of Digital & Social Media Marketing, Vol. 9(2), рр. 102–110.

32. Gulakova O.V., Rebiazinа V.A., Smirnova M.M. (2019). «Customer orientation of B2B firms in emerging markets: Evidence from Russia». Russian Management Journal, Vol. 17(1), рр. 71–96.

33. Ivanenko L.M., Boienko O.Yu. (2023). «An analysis of consumers of the distance education market of marketing direction». Business Inform, Vol. 5(544), рр. 247–257.

34. Kovzel A.D. (2023). «Research of anti-crisis promotion tools on the EdTech market». International Management, Quality and Marketing Conference, Vol. 6(1), рр. 30–42.

35. Parrish F., Nevins S. (2023). «Mass personalization: A strategy for building brand equity in the healthcare sector». Journal of Brand Strategy, Vol. 12(1), рр. 6–24.

36. Renwick C. (2022). «University selection: rational and emotional aspects of the decisionmaking process». Journal of Education Advancement & Marketing, Vol. 6(4), рр. 338–350.

37. Rizzo T. (2020). «The use of timing to increase personalization, message impact and response rate». Journal of Brand Strategy, Vol. 9(2), рр. 143–151.

38. Roersen M.J., Kraaijenbrink J., Groen A.J. (2013). «Marketing ignorance and the validity of Narver and Slater’s MKTOR scale in high-tech Russian firms». Journal of Product Innovation Management, Vol. 30(3), рр. 545–559.

39. Sciarrino J., Prudente J. (2021). «A consumer-centric framework to develop insights for effective integrated marketing communications campaigns». Journal of Brand Strategy, Vol. 10(1), рр. 340–354.

40. Veld I., Nagenborg M. (2019). «It’s getting personal: The ethical and educational implications of personalized learning technology». Journal of Philosophy in Schools, Vol. 6(1), рр. 44–62.

Леонов Александр Иванович

Леонов Александр Иванович
д. э. н.
профессор

Профессор кафедры менеджмента и предпринимательства РАНХиГС при Президенте РФ.

г. Москва

Другие статьи автора 2

Ковзель Анастасия Денисовна

Ковзель Анастасия Денисовна

Исследователь ООО «Рестрим Медиа» (онлайн-кинотеатр Wink).

г. Москва