Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития 
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

1
Корпоративные ценности и организационная культура
Введение

2
Положения, определяющие сущность предприятия: анализ литературы

3
Сущность предприятия. Группы, институты и механизмы
Малая группа и предприятие

4
Институты и механизмы предприятия

7
Результаты предприятия и персонала как совокупная разница выгод и издержек
Результаты персонала как разница между выгодами и издержками
Результаты персонала как разница между выгодами и издержками
Таблица. Контроль зоны приемлемости группой и руководителем

8
Виды агентских издержек предприятия, выгоды и результаты предприятия
Реальный механизм деятельности отечественных предприятий

9
Рис. 1. Издержки предприятия за счет использования остаточных прав контроля активов в личных целях и противодействие этому
Рис. 2. Выгоды, трансакционные и накладные издержки и результаты предприятия

10
Повышение эффективности управления предприятием
Основные проблемы бюрократического предприятия
Основные проблемы бюрократического предприятия

11
Рис. 3. Факторы, определяющие зоны приемлемости руководителя и персонала
Проведение институциональных изменений

12
Повышение эффективности управления предприятием за счет введения партнерской организации
Повышение эффективности управления предприятием за счет введения партнерской организации

14
Заключение
Литература

Ключевые слова: сущность предприятия, эффективность предприятия, институт предприятия, механизм предприятия, вертикальная соорганизация, вертикальный реципрокный обмен

Аннотация

В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы рассматривают два детерминанта развития: проведение институциональных изменений в рамках бюрократической организации с повышением капитала коллектива и внедрение институциональных изменений для перехода (частичного или полного) к партнерской организации, описывают практическую методику повышения эффективности предприятия.

Журнал: «Стратегический менеджмент» — №1, 2023 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Аузан А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник. — М.: Проспект, 2016.

3. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М.: Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

4. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. — М.: ГУ ВШЭ, 2004.

5. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. — 1993. — №1. — С. 24–40.

6. Бир С. Мозг фирмы. — М.: Радио и связь, 1993.

7. Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. — М.: Эксмо, 2020.

8. Бутаков И.Н. Оплата труда работников в производстве // Известия Томского политехнического университета. — 1927. — Том1. — №4. — С. 1–28.

9. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. T. I. Социология. — М.: ГУ ВШЭ, 2016.

10. Годелье М. Загадка дара. — М.: Восточная литература, 2007.

11. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №6. — С. 4–30.

12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Полная модель управления организацией // Менеджмент сегодня. — 2017. — №2. — С. 88–104.

13. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Построение эффективного предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — №9. — С. 43–84.

14. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. — Подробнее .

15. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. — Подробнее .

16. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. — Подробнее .

17. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. — Подробнее .

18. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности // Менеджмент сегодня. — 2021. — №3. — С. 220–234.

19. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход. — Подробнее .

20. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — №4. — С. 46–71.

21. Измайлова М.А. Влияние агентских отношений на эффективность корпоративного управления и стратегическое развитие компаний // МИР. — 2018. — Т.9. — №3. — С. 430–442.

22. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. — 2008. — №1. — С. 4–26.

23. Клейнер Б.Г., Пирогов Н.Л. Главная задача — совершенствование организационно-экономического механизма развития российских предприятий // МИР. — 2018. — Т.9. — №2. — С. 248–259.

24. Коттер Дж.П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. — М.: Олимп-Бизнес, 2016.

25. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Новое издательство, 2007.

26. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000.

27. Луценко С.И. Дилемма выбора модели управления компанией // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — №2. — С. 162–172.

28. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Директ-Медиа, 2012.

29. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. — М.: АСТ, Хранитель, 2006.

30. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. — М.: Дело, 2013.

31. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

32. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. — М.: ГУ ВШЭ, 2010.

33. Остром Э. Постановка задачи исследования институтов // Экономическая политика. — 2009. — №6. — C. 89–110.

34. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. — СПб.: Алетейя, 2002.

35. Пригожин А.И. Методы развития организаций . — М.: Ленард, 2017.

36. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

37. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2017.

38. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). — М.: ИФ РАН, 1997.

39. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. — 2010. — Т. 8. — №1. — С. 5–40.

40. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991.

41. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат, 1996.

42. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Эксмо, 2017.

43. Янг С. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972.

44. Akerlof G. (1970). «The market for «lemons»: quality uncertainty and the market mechanism». Quarterly Journal of Economics, Vol. 84(36), pp. 488–500.

45. Alchian A.A., Demsetz H. (1972). «Production, information costs, and economic organization». The American Economic Review, Vol. 62(5), pp. 777–795.

46. Becker G.S. (1993). The Economic Way of Looking at Life. — Подробнее .

47. Deci E.L., Ryan R.V. (1985). Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. New York: Springer Science+Business Media.

48. DellaVigna S., List J., Malmendier U., Rao G. (2019). Estimating Social Preferences and Gift Exchange with a Piece-Rate Design. — Подробнее .

49. Esteves-Sorenson C. (2017). Gift Exchange in the Workplace Addressing the Conflicting Evidence with a Careful Test. — ttpПодробнее .

50. Grossman S.J., Hart O.D. (1986). «The costs and benefits of ownership: a theory of vertical and lateral integration». Journal of Political Economy, Vol. 94(4), pp. 691–719.

51. Hart O.D., Holmström B. (2016). Contract Theory. — Подробнее .

52. Hurwicz L. But Who Will Guard the Guardians? — Подробнее .

53. Jensen M.C., Meckling W.H. (1976). «Theory of the firm: managerial behavior, agency costs and ownership structure». Journal of Financial Economics, Vol. 3(4), рр. 305–360.

54. Simon H.A. (1991). «Organizations and markets». Journal of Economic Perspectives, Vol. 5(2), pp. 25–44.

Жемчугов Александр Михайлович

Жемчугов Александр Михайлович

Аналитик ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Другие статьи автора 13

Жемчугов Михаил Калистович

Жемчугов Михаил Калистович
к. т. н.

Главный специалист ООО «Корпоративные системы управления».

г. Москва

Опыт работы — более 30 лет.

Другие статьи автора 13