Агрессия в маркетинговых коммуникациях: социально-психологические эффекты, механизмы и следствия
Душкина М.Р.

Аннотация

В статье рассматриваются негативные эффекты агрессивных маркетинговых коммуникаций, в частности рекламы, обсуждаются последствия их психологического воздействия на потребителя и широкую общественность. Автор ставит вопрос о целесообразности и эффективности агрессивных коммуникаций при продвижении продукта, а также об отдаленных результатах их влияния на восприятие потребителя, имидж и HR-бренд компании.

Содержание

1
Введение

2
Агрессивный маркетинг на примере ресторанного бизнеса

3
Рис. 1. Пример агрессивной провокационной рекламы фастфуда

4
Рис. 2. Агрессивная рекламная кампания фастфуда
Философия агрессивного маркетинга дж. Траута

5
Рис. 3. Пример агрессивной рекламной кампании Burger King

6
Рис. 4. Агрессивная реклама, в которой потребители усмотрели пропаганду гомосексуализма
Рис. 5. Пример агрессивной рекламы фастфуда

7
Психология агрессивной коммуникации

10
Рис. 6. Гипотеза агрессии-подражания
Модели, виды и эффекты психологического воздействия в маркетинговых коммуникациях

11
Таблица 1. Модель воздействия на адресата при агрессивном маркетинге
Таблица 2. Виды и методы психологического воздействия при продвижении

12
Таблица 2. Виды и методы психологического воздействия при продвижении (продолжение)
Таблица 3. Эффекты применения технологий психологического воздействия в агрессивных маркетинговых

13
Таблица 3. Эффекты применения технологий психологического воздействия в агрессивных маркетинговых
Рис. 7. Рекламное сообщение Burger King

14
Рис. 8. Провокационный слоган агрессивной рекламной кампании 
Безальтернативен ли агрессивный маркетинг?

15
Рис. 9. Агрессивное маркетинговое сообщение конкуренту 
Рис. 10. Плакат Burger King

16
Рис. 11. Агрессивный маркетинг в природном ландшафте (коллаж)

17
Заключение
Литература 

Ключевые слова: агрессивный маркетинг, психологическое воздействие в маркетинговых коммуникациях, рекламное манипулирование, психология агрессии, токсичный маркетинг
Журнал: «Реклама. Теория и практика» — №3, 2019 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 18.
Кол-во знаков: около 32,102.

1. Агрессивный маркетинг в отелях и ресторанах. — Подробнее

2. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и др. — СПб.: ЮЦ Пресс, 2002.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М.: Апрель-Пресс, 2002.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001.

6. Джигурда стал лицом Burger King. — Подробнее .

7. Душкина М.Р. Концепция социально-ориентированного маркетинга, корпоративной социальной ответственности и этика природопользования в современной российской маркетинговой практике // Сборник материалов конференции «Христианство, этика природопользования и институциональная экономика». — М., 2009. — С. 38–44.

8. Душкина М.Р. Модели коммуникативного воздействия в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — №4. — С. 67–73.

9. Душкина М.Р. О внедрении концепции социально-ориентированного маркетинга и корпоративной социальной ответственности в российской маркетинговой практике // Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы управления маркетингом». — Магнитогорск, 2008. — С. 61–68.

10. Душкина М.Р. Психологическое воздействие и рекрутинговые коммуникации в контексте токсических практик управления персона-лом // Сб. материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада». — Нижний Новгород, 2019.

11. Душкина М.Р. Психология влияния. Деловое общение. — СПб.: Питер, 2004.

12. Душкина М.Р. Реализация концепции социально-этического маркетинга через стратегию социальной ответственности // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социально-экономического развития России». Выпуск VII. — М.: Дашков и К, 2007. — С. 164–168.

13. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. — СПб.: Питер, 2016.

14. Ениколопов С.Н. Терроризм и агрессивное поведение // Национальный психологический журнал. — 2006. — №1(1). — С. 28–32.

15. Зожный взгляд: Carl’s Jr. — Подробнее .

16. Иван Шестов, директор по маркетингу Burger King Россия, для АdIndex Print Edition. — Подробнее

17. Классный и провокационный маркетинг от Burger King. — Подробнее .

18. Леонтьев Д.А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. — 2000. — №1. — С. 19–22.

19. Лоренц К. Агрессия. — М.: Прогресс, 1994.

20. Мочалова Ю.В. Установление контакта с аудиторией в массовой коммуникации // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. — М., 2002.

21. Петербуржцы усмотрели в рекламном баннере скрытую пропаганду гомосексуализма. — Подробнее .

22. Понять и простить. — Подробнее .

23. Психологические школы. Бихевиоризм. — Подробнее .

24. Российская компания может разместить космическую рекламу в 2023 году. — Подробнее

25. Спэлстра Й. Агрессивный маркетинг. — СПб.: Питер, 2004.

26. Траут Дж., Райс Э. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2018.

27. ФАС проверит предложение «брать в рот» от кафе из Челябинска. — Подробнее .

28. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. — 1986. — Т.1. — С. 365–405.

29. Burger King: ПШЛНХ МКДНЛДС! — https://360Подробнее .

30. «Huevo» не будет. Испанское название под запретом. — Подробнее .

31. Bandura A. (1973). Aggression: а Social Learning Analysis. Oxford: Prentice-Hall.

32. Buss A.H. (1961). The Psychology of Aggression. New York: John Wiley.

33. Dodge K.A., Coie J.D. (1987). «Social information-processing factors in reactive and proactive aggression in children’s peer groups». Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 53(6), рр. 1146–1158.

34. Dollard J.L., Miller D. (1939). Frustration and Agression. New Haven: Yelle University Press.  

35. Eibl-Eibesfeldt I. (1997). «Human ethology: origins and prospects of a new discipline». In: Schmitt A., Altzwange K., Grammer K., Schäfer K. (Eds.). New Aspects of Human. Ethology. New York: Plenum Press.

36. Lipman-Blumen J. (2010). Toxic Leadership: а Conceptual Framework. Handbook of Top Management Teams. London: Palgrave Macmillan.

37. Lorenz K. (1967). On Aggression. New York: Majory Kerr Wilson. 

38. Zillmann D. (1979). Hostility and Aggression. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc

Душкина Майя Рашидовна
к. псх. н.
доцент

Автор книг и учебников по деловым и маркетинговым коммуникациям в HR- и PR-сферах, бизнес-аналитик, консультант по маркетингу, кафедры юридической психологии и права МГППУ.

г. Москва

Другие статьи автора 10