Учет интеллектуального капитала: согласование целей и подходов
Лю Г., Ван Э.

Введение;
Определение интеллектуального капитала;
Классификация причин, побуждающих компании к осуществлению учета: внутреннее управление и внешняя отчетность;
Таблица 1. Цели учета интеллектуального капитала, примеры, центры внимания, вопросы измерения;
Практический пример: внутреннее управление;
Практический пример: внешняя отчетность;
Результаты действий, предпринятых в практических примерах;
Критическая оценка трех подходов к измерению;
Подход, основанный на системе показателей;
Таблица 2. Классификация подходов к учету интеллектуального капитала ;
Подход, основанный на точной оценке;
Описательный подход;
Заключение и выводы;
Выводы для исследователей;
Выводы для специалистов-практиков;
Выводы для представителей организаций, определяющих политику в области интеллектуального капитала;

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, учет, классификация, цели учета, подход к учету, согласование целей и подходов

Аннотация

Цель статьи — изучить возможности применения различных методик учета интеллектуального капитала для решения таких задач, как усовершенствование системы внутрикорпоративного управления и составление внешней отчетности. Авторы сравнивают, что является главным при выполнении каждой из этих задач, и рассматривают возможность измерения результатов. Работа основана на классификации подходов к учету, разработанной Финчемом и Рослендером.
По мнению авторов статьи, данная классификация имеет большое значение для
учета интеллектуального капитала.

Журнал: «Мотивация и оплата труда» — №3, 2013 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15
Кол-во знаков: около 43,226

1. Andriessen D. (2004). «IC valuation and measurement: classifying the state of the art». Journal of Intellectual Capital, Vol. 5, No. 2, pp. 230-242.

2. Andriessen D. (2004). Making Sense of Intellectual Capital. Butterworth-Heinemann, Boston, MA.

3. Boje D.M. (1991). «The storytelling organization: a study of story performance in an office-supply firm». Administrative Science Quarterly, Vol. 36, No. 1, pp. 106-126.

4. Bontis N. (1998). «Intellectual capital: an exploratory study that develops measures and models». Management Decision, Vol. 36, No. 2, pp. 63-76.

5. Bontis N., Fitz-enz J. (2002). «Intellectual capital ROI: a causal map of human capital antecedents and consequents». Journal of Intellectual Capital, Vol. 3, No. 3, pp. 223-247.

6. Czarniawska B. (1998). A Narrative Approach to Organization Studies, Vol. 43. Sage, Thousand Oaks, CA.

7. Danish Ministry of Science, Technology and Innovation (2003). Intellectual Capital Statements — the New Guideline. Danish Ministry of Science Technology and Innovation, Copenhagen.

8. De'jean F., Gond J.P., Leca B. (2004). «Measuring the unmeasured: an institutional entrepreneur strategy in an emerging industry». Human Relations, Vol. 57, No. 6, pp. 741-764.

9. Edvinsson L. (1997). «Developing intellectual capital at Skandia». Long Range Planning, Vol. 30, No. 3, pp. 366-373.

10. Fincham R., Roslender R. (2003). «Intellectual capital accounting as management fashion: a review and critique». European Accounting Review, Vol. 12, No. 4, pp. 781-795.

11. Fincham R., Roslender R. (2004). «Rethinking the dissemination of management fashion: accounting for intellectual capital in UK case firms». Management Learning, Vol. 35, No. 3, pp. 321-336.

12. Flamholtz E. (1996). Effective Management Control: Theory and Practice. Kluwer, Boston, MA.

13. Gowthorpe C. (2009). «Wider still and wider? A critical discussion of intellectual capital recognition, measurement and control in a boundary theoretical context». Critical Perspectives on Accounting, Vol. 20, No. 7, pp. 823-834.

14. Grojer J.-E. (2001). «Intangibles and accounting classifications: in search of a classification strategy». Accounting, Organizations and Society, Vol. 26, Nos. 7/8, pp. 695-713.

15. Grojer J.-E., Johanson U. (1998). «Current development in human resource costing and accounting: reality present, researchers absent?» Accounting, Auditing & Accountability Journal, Vol. 11, No. 4, pp. 495-505.

16. Johanson U., Koga C., Skoog M., Henningsson J. (2006). «The Japanese government's intellectual capital reporting guidelines Journal of Intellectual Capital, Vol. 7, No. 4, pp. 474-491.

17. Kaplan R., Norton D. (1992). «The balanced scorecard: measures that drive performances Harvard Business Review, January / February, pp. 71-79.

18. Marr B., Gray D., Neely A. (2003). «Why do firms measure their intellectual capital?» Journal of Intellectual Capital, Vol. 4, No. 4, pp. 441-464.

19. Meritum (2002). Guidelines for Managing and Reporting on Intangibles. Fundacion Airtel Movil, Madrid.

20. Miller D., Hartwick J. (2002). «Spotting management fads». Harvard Business Review, Vol. 80, No. 10, pp. 26-27.

21. Miller P. (2001). «Governing by numbers: why calculative practices matters Social Research, Vol. 68, No. 2, pp. 379-396.

22. Mooraj S., Oyon D., Hostettler D. (1999). «The balanced scorecard: a necessary good or an unnecessary evil?» European Management Journal, Vol. 17, No. 5, pp. 481-491.

23. Morris M., Western B. (1999). «Inequality in earnings at the close of the twentieth century». Annual Review of Sociology, Vol. 25, pp. 623-657.

24. Mouritsen J. (2006). «Problematising intellectual capital research: ostensive versus performative IC». Accounting, Auditing & Accountability Journal, Vol. 19, No. 6, pp. 820-841.

25. Mouritsen J., Roslender R. (2009). «Editorial: critical intellectual capitals Critical Perspectives on Accounting, Vol. 20, No. 7, pp. 801-803.

26. Mouritsen J., Larsen H.T., Bukh P.N.D. (2001). «Intellectual capital and the «capable firm»: narrating, visualising and numbering for managing knowledges Accounting, Organizations and Society, Vol. 26, Nos. 7/8, pp. 735-762.

27. Norreklit H. (2003). «The balanced scorecard: what is the score? A rhetorical analysis of the balanced scorecard». Accounting, Organizations and Society, Vol. 28, No. 6, pp. 591-619.

28. Papalexandris A., Ioannou G., Prastacos G.P. (2004). «Implementing the balanced scorecard in Greece: a software firm's experiences Long Range Planning, Vol. 37, No. 4, pp. 351-366.

29. Pettigrew A.M. (1990). «Longitudinal field research on change: theory and practices Organization Science, pp. 267-292.

30. Pike S., Roos G. (2004). «Mathematics and modern business managements Journal of Intellectual Capital, Vol. 5, No. 2, p. 243.

31. Powell W.W., Snellman K. (2004). «The knowledge economy». Annual Review of Sociology, Vol. 30, pp. 199-220.

32. Steward T. (1997). Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. Doubleday, New York, NY.

33. Sutcliffe K.M. (1994). «What executives, notice: accurate perceptions in top management teams». Academy of Management Journal, Vol. 37, pp. 1360-1378.

34. Sveiby K. (1997). The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge-Based Assets. Berrett Koehler, San Francisco, CA.

35. Thomas K.W., Tymon W.G. Jr. (1982). «Necessary properties of relevant research: lessons from recent criticisms of the organizational sciences». Academy of Management Review, Vol. 7, No. 3, pp. 345-352.

36. Wang W.-Y., Chang C. (2005). «Intellectual capital and performance in causal models: evidence from the information technology industry in Taiwan». Journal of Intellectual Capital, Vol. 6, No. 2, pp. 222-236.

37. Weick K.E. (1995). Sensemaking in Organizations, Vol. 3, Sage, Thousand Oaks, CA.

Лю Глория

Аспирант факультета управления информацией Национального центрального университета.

Чжунли, Тайвань

Область исследовательских интересов — управление знаниями, интеллектуальный капитал, внедрение ERP-систем и качественные исследования.

Ван Эрик

Профессор факультета управления информацией Национального центрального университета.

Чжунли, Тайвань

Имеет степень PhD в области управления бизнесом (специализация — компьютерные информационные системы) в Высшей школе управления бизнесом Уильяма Саймона Университета Рочестера. Область исследовательских интересов — электронная торговля, управление поставками, аутсорсинг, организационная экономика, влияние информационных технологий на организацию.