Воспринимаемый обман в рекламе: новая шкала измерения 
Соссен Г., Каоутер С.

Введение;
Обзор литературы;
Обман в межличностной коммуникации;
Обман в рекламе;
Типы обмана в рекламе;
Воспринимаемый обман в рекламе: определение и существующие инструменты измерений ;
Разработка и проверка шкалы для измерения обмана ;
Формирование пунктов ;
Первое исследование и совершенствование системы измерений ;
Таблица 1. Темы в межличностной коммуникации;
Таблица 2. Список пунктов-суждений, выбранных для первого сбора данных;
Таблица 3. Рекламные материалы, использованные в двух исследованиях;
Второе исследование и конфирматорный анализ;
Таблица 4. Характеристики выборки;
Таблица 5. Результаты разведочного факторного анализа после уточнения пунктов (первое исследование) ;
Рис. 1. Моделирование воспринимаемого обмана как рефлективного фактора второго порядка ;
Таблица 6. Индексы соответствия для модели структурных уравнений шкалы ;
Таблица 7. Надежность и конвергентная валидность ;
Заключение ;
Таблица 8. Дискриминантная валидность ;
Таблица 9. Индикаторы соответствия модели для влияния воспринимаемого обмана в рекламе на отношение к рекламному объявлению ;
Рис. 2. Структура воспринимаемого обмана и его влияние на отношение к рекламному объявлению ;

Ключевые слова: обманывающая реклама, воспринимаемый обман, этика, шкала измерения

Аннотация

В настоящей статье предложена и протестирована шкала, позволяющая измерять воспринимаемый обман в рекламе в соответствии с рекомендациями исследователей. На основе обзора литературы и качественного исследования сформулирован ряд пунктов для измерения воспринимаемого обмана в рекламе. Результаты двух исследований, выполненных с привлечением тунисских потребителей, позволили идентифицировать двумерную структуру и подтвердить надежность и валидность шкалы.

Журнал: «Реклама. Теория и практика» — №4, 2013 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 15
Кол-во знаков: около 22,444
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Aditya R.N. (2001). «The psychology of deception in marketing: a conceptual framework for research and practice». Psychology & Marketing, Vol. 18, No. 7, р. 735.

2. Akrout F. (2010). Les Methodes des Equations Structurelles. Lere Edition.

3. Anderson J.C., Gerbing D.W. (1982). «Some methods for respecifying measurement models to obtain unidimensional construct measurement ». Journal of Marketing Research, Vol. 19, pp. 453–460.

4. Armstrong G.M., Mclennan J.P. (1973). «The federal trade commission and the investigation and regulation of deception in advertising». In: Thomas U.G. Increasing Marketing Productivity / Conceptual and Methodological Foundations of Marketing. Chicago: American Marketing Association.

5. Armstrong G.M., Russ F.A. (1975). «Detecting deception in advertising». MSU Business Topics, Vol. 23, pp. 21–31.

6. Boush D.M., Friestad M., Wright P. (2009). Deception in the Marketplace: the Psychology of Deceptive Persuasion and Consumer Self-Protection. Routledge.

7. Buller D.B., Burgoonm J.K. (1996). «Interpersonal deception theory». Communication Theory, Vol. 6, No. 3, pp. 203–242.

8. Carricano M., Poujol F., Bertrandias L. (2010). Analyse de Donnees avec SPSS. Pearson Education France, Paris.

9. Carson T.L., Wokutch R.E., Cox J.E. Jr. (1985). «An ethical analysis of deception in advertising». Journal of Business Ethics, Vol. 4, pp. 93–104.

10. Churchill G.A. (1979). «A paradigm for developing better measures of marketing constructs». Journal of Marketing Research, Vol. 16, pp. 64–73.

11. Darke P.R., Ritchie R.J.B. (2007). «The defensive consumer: advertising deception, defensive processing and distrust». Journal of Marketing Research, Vol. 44, No. 1, pp. 114–127.

12. Depaulo B.M., Ansfield M.E., Bell K.L. (1996). «Theories about deception and paradigms for studying it: a critical appraisal of Buller and Burgoon’s interpersonal deception theory and research». Communication Theory, Vol. 6, No. 3, pp. 297–310.

13. Depaulo B.M., Lindsay J.J., Malone B.E., Muhlenbruck L., Charlton K., Cooper H. (2003). «Cues to deception». Psychology Bulletin, Vol. 129, No. 1, pp. 74–118.

14. De Pelsmacker P., van den Bergh J. (1996). «The communication effects of provocation in print advertising». International Journal of Advertising, Vol. 15, No. 3, pp. 203–237.

15. Didellon L., Valette-Florence P. (1996). L’utilisation des Indices d’Ajustement dans les Modeles d’Equations Structurelles: Presentation et Recommandations d’Usage. Actes Des Xiiemes Journees Des IAE.

16. Ekman P. (1992). Telling Lies, Clues to Deceit in the Marketplace, Politics and Marriage. New York: W.W. Norton & Company.

17. Ekman P., Frieson W.V. (1969). «Nonverbal leakage and clues to deception». Psychiatry, Vol. 32, pp. 88–106.

18. Estrada M.L. (2006). The Impact of Deceptive Advertising on Corporate Sales. Honors Thesis, California University, Long Beach, CA.

19. Ford C.V. (1996). Lies! Lies!! Lies!!! The Psychology of Deceit. Washington, DC: American Psychiatric Press.

20. Fornell C., Bookstein F.L. (1982). «Two structural equation models: LISREL and PLS applied to consumer exit-voice theory». Journal of Marketing Research, Vol. 19, pp. 440–452.

21. FTC Policy Statement on Deception. — Подробнее .

22. Gao Z. (2008). «Controlling deceptive advertising in China: an overview». Journal of Public Policy & Marketing, Vol. 27, No. 2, pp. 165–177.

23. Gardner D.M. (1975). «Deception in advertising: a conceptual approach». Journal of Marketing, Vol. 39, pp. 40–46.

24. Gerbung D.W., Anderson J.C. (1988). «An updated paradigm for scale development incorporating unidimensionality and its assessment». Journal of Marketing Research, Vol. 25, pp. 186–192. 25. Grazioli S., Jarvenpa S.L. (2000). «Perils of Internet fraud: an empirical investigation of deception and trust with experienced Internet consumers». IEEE Transactions on Systems, Man and Cybemetics, Vol. 30, pp. 395–410.

26. Grazioli S., Jarvenpa S.L. (2003). «Consumer and business deception over the Internet: content analysis of documentary evidence». International Journal of Electronic Commerce, Vol. 7, pp. 93–118.

27. Hair J.F., Anderson R.E., Tatham R.L., Black W.C. (1998). Multivariate Data Analysis. New Jersey, Prentice-Hall Inc.

28. Hastak M., Mazis M.B. (2011). «Deception by implication: a typology of truthful but misleading advertising and labelling claims». Journal of Public Policy & Marketing.

29. Hyman M.R., Tansey R., Clark J.W. (1994). «Research on advertising ethics: past, present and future». Journal of Advertising, Vol. 23, No. 3, p. 5.

30. Jhen K.A., Scott E.D. (2008). «Perceptions of deceptions: making sense of responses to employee deceit». Journal of Business Ethics, Vol. 80, pp. 327–347.

31. Kerr P. (1990). The Penguin Book of Lies. London: Penguin Books.

32. Kohnken G. (1989). «Behavioral correlates of statement credibility: theories, paradigms and results». In: Wegener H.F., Losel F., Haisch J. (Eds). Criminal Behaviour and the Justice System. London: Springer Verlag.

33. Lord K.R., Kim C.K. (1995). «Inoculating consumers against deception: the influence of framing and evectional style». Journal of Consumer Policy, Vol. 18, pp. 1–23.

34. Maddox R.N. (1982). «The structure of consumers’ satisfaction: cross product comparisons». Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 10, pp. 37–53.

35. Masip J., Garrido E., Herrero C. (2004). «Defining deception». Anales de Psicologia, Vol. 20, No. 1, pp. 147–171.

36. McCornack S.A. (1992). «Information manipulation theory». Communication Monographs, Vol. 59, No. 1, pp. 1–16.

37. Miller G.R. (1983). «Telling it like it isn’t and not telling it like it is: some thoughts on deceptive communication». In: Sisco J.I. (Ed.). The Jensen Lectures. Tampa, FI University of South Florida.

38. Nevitt J., Hancock G.R. (2000). «Improving the root mean square error of approximation for nonnormal conditions in structural equation modeling». Journal of Experimental Education, Vol. 68, pp. 251–268.

39. Newell S.J., Goldsmith R.E., Banzhaf E.J. (1998). «The effect of misleading environmental claims on consumer perceptions of advertisements». Journal of Marketing Theory and Practice, Vol. 6, No. 2, p. 48.

40. Nyberg D. (1993). The Varnished Truth: Truth Telling and Deceiving in Ordinary Life. Chicago, IL: University of Chicagi Press.

41. Olson J.C., Dover P.A. (1978). «Cognitive effects of deceptive advertising». Journal of Marketing Research, Vol. 15, pp. 29–38.

42. Pras B., Evrard Y., Roux E. (2003). Market: Etudes et Recherches en Marketing. Fondements, Methodes, Dunod Paris.

43. Roman S. (2007). «The ethics of online retailing: a scale development and validation from the consumers’ perspective». Journal of Business Ethic, Vol. 72, pp. 131–148.

44. Roman S. (2010). «Relational consequences of perceived deception in online shopping: the moderating roles of type of product, consumer’s attitude toward Internet and consumer’s demographics». Journal of Business Ethics, Vol. 95, pp. 373–391.

45. Romani S. (2006). «Price misleading advertising: effects on trustworthiness toward the source of information and willingness to buy». Journal of Product & Brand Management, Vol. 15, No. 2, pp. 130–138.

46. Roussel P., Durieu F., Campoy E., El Akremi A. (2002). Methodes d’Equations Structurelles: Recherches et Applications en Gestion. Paris, Economica.

47. Roussel P., Wacheux F. (2005). Management des Ressources Humaines: Methodes de Recherche en Sciences Humaines et Sociales. Publie Par de Boeck Universite.

48. Russo E.J., Metcalf B.L., Stephens D. (1981). «Identifying misleading advertising». Journal of Consumer Research, Vol. 8, p. 119.

49. Sabri-Zaaraoui O. (2007). Le Tabou en Communication Publicitaire: Conceptualisation, Mesure et Application. Actes du XXIIIe Congres AFM, AixLes-Bains.

50. Scholl J.C., O’Hair D. (2005). «Uncovering beliefs about deceptive communication». Communication Quaterly, Vol. 53, No. 3, pp. 377–399.

51. Serban G. (2001). Lying-Man’s Second Nature. Westport, CT: Praeger.

52. Xiao B., Tan C. (2006). Reducing the Perceived Deception of Product Recommendation Agent: the Impact of Perceived Verifiability and Perceived Similarity. Proceedings of the Fifth Annual Workshop on HCI Research in MIS, Milwaukee, WI, December 9, 2006.

Соссен Гарбудж Чауачи

Факультет экономических наук и менеджмента Тунисского университета Эль-Манар, Научно-исследовательская лаборатория ERMA.

г. Тунис, Тунисская республика

Каоутер Саид Бен Рачед

Факультет экономических наук и менеджмента Тунисского университета Эль-Манар, Научно-исследовательская лаборатория ERMA.

г. Тунис, Тунисская республика