Корпоративные университеты — аналитическая схема 
Принс К., Стюарт Д.

Процессуальный анализ;
Важные понятия;
Знание и управление знанием;
Организационное обучение и организации с развитой культурой обучения;
Организация с развитой культурой обучения;
Корпоративные университеты: концептуальная модель;

Аннотация

Цель этой статьи состоит в том, чтобы внести
вклад в расшифровку понятия "корпоративный университет", которое подлежит дальнейшей разработке. Этот вклад представляет собой концептуальную схему, основанную на таких важных понятиях, как "управление знанием", "организационное обучение" и "организация с развитой культурой
обучения".
Полученная в итоге аналитическая схема
корпоративного обучения отражает то,
что с позиций Уэбера
(Weber, 1947), можно
назвать "идеальным типом" стратегии подготовки персонала,
основанной на использовании корпоративного университета.
Хотя данная схема предлагается в качестве описательного и аналитического
инструмента, а не как
модель для непосредственного принятия решений, в ней выделяются четыре основных
процесса. Они, как утверждается в статье,
соответствуют ключевым функциям, присущим идеальному типу корпоративного университета.
В данной работе выдвигается предположение о том, что успех корпоративных университетов в будущем может зависеть от их способности контролировать и полностью
использовать сложное взаимодействие организационных систем обучения и в меньшей
степени — от способности осуществлять
обучающие и образовательные программы.

Журнал: «Менеджмент-дайджест» — №1, 2005 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 16
Кол-во знаков: около 41,541
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Argyris C. and Schon D. A. (1978). Industrial Society. Penguin, Penguin, Reading, MA.

2. Bachler C. J. (1997). Corporate universities are catching on. Workforce, Vol. 76(6), pp. 96–97.

3. Bell D. (1973). The Coming of Post-Organizational Learning. Addison-Wesley, Harmondsworth.

4. Best S. (1991). Chaos and entropy metaphors in postmodern science and social theory. Scienceas Culture,Vol. 2(2), pp. 189–226.

5. Blackler F. (1993). Knowledge and the theory of organisations — organisations as activity systems and the re-framing of management. Journal of Management Studies, Vol. 30(6), pp. 863–884.

6. Blackler F. (1995). Knowledge, knowledge work and organisations: an overview and interpretation. Organisation Studies, Vol. 6, pp. 1021–1046.

7. Castells M. (1996). The Rise of the Networked Society. Blackwell, Oxford.

8. Chia R. (1996). Organisational Analysis as Deconstructive Practice. De Gruyter, Berlin.

9. Chia R. (1997). Process philosophy and management learning: cultivating foresight in management. In: Burgoyne J. and Reynolds M. (Eds). Management Learning. Sage Publications, London.

10. Cooper, R. and Law, J. (1995). Organisation: distal and proximal views. In Bacharach, S. (Ed.), Research in the Sociology of Organisations, JAI Press, Greenwich, C T.

11. Coopey J. (1994). Power politics and ideology. In: Burgoyne J., Pedler M. and Boydell T. (Eds), Toward the Learning Company: Concepts and Practices, McGraw-Hill, London.

12. Coulson-Thomas C. J. (1997). The future of the organisation. Journal of Knowledge Management, Vol. 1(1), pp. 15–26.

13. Cyert R. M. and March J. G. (1963). A Behavioral Theory of the Firm. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ.

14. Daft R. L. and Weick K. E. (1984). Toward a model of organisations as interpretation systems. Academy of Management Review, Vol. 9(2), pp. 284–295.

15. Dash J. (1998). Turning Technology into TechKnowledgey. Software Magazine, Vol. 18(3), pp. 64–73.

16. Davenport T. H. and Prusak L. (1998). Working Knowledge. Harvard Business School Press, Boston, MA.

17. Dawson P. (1994). Organisation Change — A Processual Approach. Chapman, London.

18. Dibella A. J. and Nevis E. C. (1998). How Organisations Learn — An Integrated Strategy for Building Learning. Jossey-Bass, San Francisco, CA.

19. Donkin R. (1999). Universities: learning curves for companies. Financial Times, 2 August.

20. Dovey K. (1997). The learning organisation and the organisation of learning: power, transformation and the search for form in learning organizations. Management Learning, Vol. 28(3), pp. 331–349.

21. Drucker P. F. (1993). Post-Capitalist Society. Harper Collins, London.

22. Earle M. J. (1994). Knowledge as strategy: reflections on Scandia International and Shorko Films. In: Ciborra C. and Jelassi T. (Eds), Strategic Information Systems. John Wiley&Sons, London.

23. Easterby-Smith M. (1997). Disciplines of organizational learning: contributions and critiques. Human Relations, Vol. 50(7), pp. 375–394.

24. Easterby-Smith M. and Araujo L. (1999). Organisational learning: current debates and opportunities. In: Easterby-Smith M., Burgoyne B. and Araujo L. (Eds), Organisational Learning and the Learning Organisation. Sage, London.

25. Foucault M. (1977). Discipline and Punishment. Allen Lane, London.

26. Foucault M. (1980). Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings. Harvester, Brighton.

27. Garvin D. A. (1993). Building a learning organization. Harvard Business Review, Vol. 71(4), pp. 78–91.

28. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P. and Trow M. (1994). The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. Sage, London.

29. Granovetter M. (1985). Economic action and social structure: the problem of embedded ness. American Journal of Sociology, Vol. 91(3), pp. 481–510.

30. Hamel G. and Prahalad C. K. (1990). The core competence of the corporation. Harvard Business Review, Vol. 68(3), pp. 77–91.

31. Hanson T., Nohria N. and Tiemey T. (1999). What’s your strategy for managing knowledge? Harvard Business Review, Vol. 77(2), pp. 106–116.

32. Hedlund G. and Nonaka I. (1993). Models of knowledge management in the West and Japan. In: Lorange P. (Ed.). Implementing Strategic Processes. Blackwell, Oxford.

33. Huber G. (1991). Organisational learning: the contributing processes and the literature. Organisational Science, Vol. 2(1), pp. 88–115.

34. Lester T. (1999). Degree couture. Human Resources, March, pp. 74–78.

35. Marquardt M. and Reynolds A. (1994). The Global Learning Organisation. Irwin, Homewood, IL.

36. Meister J. C. (1998). Corporate Universities: Lessons in Building a World-class Workforce. McGraw-Hill, New York, NY.

37. Nicolini, D. and Meznar, M. B. (1995). Social construction of organisational learning: conceptual and practical issues. Human Relations, Vol. 48(7), pp. 727–746.

38. Nonaka I. (1994). A dynamic theory of organisational knowledge creation. Organization Science, Vol. 5(1), pp. 14–37.

39. Orr J. E. (1990). Sharing knowledge, celebrating identity: community memory in a service culture. In: Middleton D. and Edwards D. (Eds). Collective Remembering. Sage, London.

40. Parsons T. (1951). The Social System. The Free Press, New York, NY.

41. Pedler M., Boydell T. and Burgoyne J. (1996). The Learning Company. 2nd ed., McGraw-Hill, London.

42. Pettigrew A. M. (1973). The Politics of Organisational Decision-Making. Tavistock, London.

43. Pettigrew A. M. (1985). The Awakening Giant: Continuity and Change in ICI. Blackwell, Oxford.

44. Prange C. (1999). Organisational learning — desperately seeking theory. In: Easterby-Smith M., Burgoyne B. and Araujo L. (Eds). Organisational Learning and the Learning Organisation. Sage, London.

45. Prince C. and Stewart J. (2000). The dynamics of the corporate education market and the role of business schools. Journal of Management Development, Vol. 19(3), pp. 190–206.

46. Proctor J. D. (1995). Getting teams off the ground. People Management, 4 May.

47. Prusak L. (Ed.) (1997). Knowledge in Organisations. Butterworth-Heinemann, New York, NY.

48. Ruggles R. (1998). The state of the notion: knowledge management practice. California Management Review, Vol. 40(3), pp. 80–89.

49. Scarborough H., Swan J. and Preston J. (1999). Knowledge Management: A Literature Review. IPD, London.

50. Schwandt D. R. and Marquardt M. J. (1999). Organizational Learning. St Lucie Press,Boca Raton, FL.

51. Senge P. M. (1990). The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organisation. Century Books, London.

52. Simon H. A. (1960). The New Science of Management Decision. Harper&Row, London.

53. Skyrme D. and Amidon D. (1997). The knowledge agenda. Journal of Knowledge Management, Vol. 1(1), pp. 27–37.

54. Smircich L. and Stubbart C. (1985). Strategic management in an enacted world. Academy of Management Review, Vol. 10(4), pp. 724–736.

55. Starbuck W. (1992). Learning by knowledge-intensive firms. Journal of Management Studies, Vol. 29(6), pp. 713–740.

56. Stewart J. (1996). Managing Change Through Training and Development. 2nd ed., Kogan Page, London.

57. Stewart J. (1999). Employee Development. Pitman, London.

58. Stewart J. and McGoldrick J. (1996). Human Resource Development: Perspectives, Strategies, and Practice. Pitman, London.

59. Stewart T. A. (1997). Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. Doubleday, New York, NY.

60. Walton J. (1996). The provision of learning support for non-employees. In: Stewart J. and McGolderick J. (Eds). Human Resource Development: Perspectives, Strategies, and Practice. Pitman, London.

61. Walton J. (1999). Strategic Human Resource Development. Pitman, London.

62. Watson T. J. (1994). In Search of Management. Routledge, London.

63. Weber M. (1947). The Theory of Social and Economic Organisations. The Free Press, New York.

64. Weick K. M. (1995). Sense making in Organisations: Foundations for Organizational Science. Sage, Thousand Oaks, CA.

65. Whittington R. (1993). What is Strategy and Does It Matter? Routledge, London.

66. Wiig K. M. (1997). Knowledge management. Journal of Knowledge Management, Vol. 1(1), pp. 6–14.

67. Zuboff S. (1988). In the Age of the Smart Machine: The Future of Work and Power. Heinemann, London.

Принс Кристофер

Ноттингемская Школа Бизнеса, Ноттингемский Трент Университет, Ноттингем, Великобритания.

Стюарт Джим

Ноттингемская Школа Бизнеса, Ноттингемский Трент Университет, Ноттингем, Великобритания.