Бизнес-модели: инновационные аспекты 
Бек М.А., Бек Н.Н.

Введение
Развитие бизнес-моделей и рост их значения как нового измерения и важного ускорителя инноваций
Бизнес-модели и особенности инновационных процессов
Движущие силы увеличения создаваемой ценности на основе внедрения новых и обновления существующих бизнес-моделей
Рис. 1. Обновление бизнес-модели: движущие силы увеличения ценности
Результаты межстранового анализа возможностей развития бизнес-моделей
Рис. 2. Результаты корреляционного анализа тесноты взаимосвязей оценок индикаторов, характеризующих возможности создания новых бизнес-моделей и условия ведения бизнеса
Таблица 1. Обозначения, принятые в модели (1), и оценки коэффициентов регрессии
Заключение
Таблица 2. Сопоставление оценок индикатора 7.1.3 в Индексе [21] и по модели (1)
Литература

Ключевые слова: бизнес-модель, инновации, инновационные процессы, инновационное развитие, конкурентные преимущества, совместное создание ценности, межорганизационные взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ, БРИКС

Аннотация

В статье представлены результаты исследования инновационных аспектов бизнес-моделей, роль которых в инновационном развитии компаний в последние годы быстро растет. Авторы рассматривают движущие силы, используемые в инновационных бизнес-моделях для увеличения создаваемой ценности и повышения конкурентоспособности компаний, и показывают, что возможности создания новых и обновления существующих бизнес-моделей связаны с особенностями внешней для компании среды.

Журнал: «Менеджмент инноваций» — №4, 2014 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 13
Кол-во знаков: около 30,496
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Барыкин А.Н., Икрянников В.О. Возможные пути применения бизнес-моделирования в управлении проектами развития малых мно-гопрофильных компаний // Менеджмент инноваций. — 2013. — №3. — С. 226–240.

2. Бек М.А., Бек Н.Н. Инновационное развитие России: результаты межстранового сопоставления // Менеджмент инноваций. — 2012. — №3. — С. 194–206.

3. Бек М.А., Бек Н.Н. Инновационные сети и кластеры. Анализ условий, результатов формирования и развития // Методология исследо-вания сетевых форм организации бизнеса. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. — С. 271–332.

4. Березной А.В. Инновационные бизнес-модели в конкурентной стратегии крупных корпораций // Вопросы экономики. — 2014. — №9. — С. 65–81.

5. Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2014.

6. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2012.

7. Сливоцки А., Моррисон Д., Андельман Б. Зона прибыли / Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2006.

8. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий / Пер. с англ. — М.: Поколение, 2007.

9. Шаталов А.И. Взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы (на материалах российских компаний отрасли обще-ственного питания) // Вестник СПбГУ. — 2010. — Сер. 8. — Вып. 2. — С. 24–54.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982.

11. Amit R., Zott C. (2012). «Creating value through business model innovation». MIT Sloan Management Review, Vol. 53, No. 3, pp. 41–49.

12. Amit R., Zott C. (2009). «The business model as the engine of network-based strategies». In: Kleindorfer P.R., Wind. J.(Y). The Network Chal-lenge: Strategy, Profit, and Risk in an Interlinked World. 1st ed. New Jersey: Wharton School Publishing. Pearson Education, Inc., pp. 259–275.

13. Amit R., Zott C. (2001). «Value creation in e-business». Strategic Management Journal, Vol. 22, No. 6–7, pp. 493–520.

14. Chesbrough H. (2010). «Business model innovation: opportunities and barriers». Long Range Planning, Vol. 43, pр. 354–363.

15. Dunning J.H. (2010). New Challenges for International Business Research: Back to the Future. Cheltenham: Cheltenham: Edward Elgar.

16. Gambardella A., McGahan A.M. (2010). «Business model innovation: general purpose technologies and their implications for industry struc-ture». Long Range Planning, Vol. 43, рp. 262–271.

17. Massa L., Tucci C. (2014). «Business model innovation». In: Dodgson M., Gann D.M., Phillips N. (Eds). The Oxford Handbook of Innovation Ma-nagement. Oxford University Press. Chapter21. 18. OECD. (2009). New Nature of Innovation. — Подробнее . Pavitt K. (2005). «Innovation processes». In: Fagerberg J. (Ed.). The Oxford Handbook of Innovation. Oxford University Press.20. Pederson K. (2006). Expanding the Innovation Horizon the Global CEO Study. IBM.21. Sheth J.N. (2011). «Impact of emerging markets on marketing: rethinking existing perspectives and practices». Journal of Marketing, Vol. 75, No. 4, pp. 166–182.22. Teece D.J. (2010). «Business models, business strategy and innovation». Long Range Planning, Vol. 43, pp. 172–194. 23. The Global Innovation Index 2014 (2014). The Human Factor in Innovation. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Fontainebleau, Ithaca, and Geneva.

24. Zaheer S., Nachum L. (2011). «Sense of place: from location resources to MNE location capital». Global Strategy Journal, No. 1, pp. 96–108.

25. Zott C., Amit R. (2007). «Business model design and the performance of entrepreneurial firms». Organization Science, Vol. 18, pp. 181–199.

26. Zott C., Amit R., Massa L. (2011). «The business model: recent developments and future research». Journal of Management, Vol. 37, No. 4, pp. 1019–1042.

27. World Economic Forum. Executive Opinion Survey 2013–2014 (EOS). — https://websurvey. org.

Бек Михаил Александрович

Бек Михаил Александрович
кандидат технических наук
доцент

Кафедра стратегического маркетинга НИУ ВШЭ.

г. Москва

Возглавлял работы по технико-экономическому анализу в Центре Келдыша Роскосмоса. Читает авторские курсы "Маркетинг b-2-b", "Промышленный маркетинг", "Бизнес-планирование", "Инвестиционный маркетинг" по программам МВА и магистратуры.

Другие статьи автора 7

Бек Надежда Николаевна

Бек Надежда Николаевна
кандидат экономических наук
доцент

Кафедра общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ.

г. Москва

Была научным руководителем работ по автоматизации управления исследованиями и разработками в авиапромышленности, возглавляла лабораторию стратегического планирования в НИИ управления Минэкономики.

Другие статьи автора 6