Эволюция дизайн-мышления управления проектами от эпохи В.М. Глушкова до цифровой эпохи 
Неизвестный С.И.

1
Введение

2
1. Тенденции в формировании знаний и навыков специалистов по управлению проектами
2. Несоответствие компетентности выпускников вузов в области управления проектами, программами и портфелями требованиям работодателей

3
Рис. 1. Куб приращения компетентности специалиста в области управления

5
Рис. 2. Результат оценки уровня компетентности в управлении проектами IT-блока Сбербанка, проведенной специалистами IPMA и Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» по международной системе IPMA Delta

6
3. Развитие управления ценностями в проектной деятельности

7
4. Основные компетенции в УППП и их краткие характеристики
Рис. 3. Управление ценностями в инновациях по Р2М

8
Рис. 4. Ментальное пространство («бa») в методологии Р2М

9
Рис. 5. Сбалансированная инновационная модель

10
Рис. 6. Оценка уровня компетентности студентов четвертого курса направления обучения «Бизнес-информатика»
5. Компетенции целеполагания как пример базовых компетенций в управлении портфелем проектов и программ предприятия

12
6. Некоторые тенденции применения искусственного интеллекта в проектной деятельности

13
Заключение

14
Литература

Ключевые слова: дизайн-мышление, история управленческой мысли, эпоха цифровизации, оценка компетентности, IQ, EQ

Аннотация

В статье рассмотрены изменения управленческой мысли, связанной с проектной деятельностью, в последние 60 лет. Автор рассказывает о том, что на пике внимания к технологиям автоматизации управленческие усилия направлялись на оценку конечного результата проекта. Новейшей тенденцией является концентрация ресурсов на компетентности участников проектной деятельности. В связи с этим представляется необходимым перенос внимания с технических и контекстуальных компетенций (IQ) на поведенческие (EQ).

Журнал: «Управление проектами и программами» — №3, 2022 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 16

DOI

10.36627/2075-1214-2022-3-3-204-219 — https://doi.org/10.36627/2075-1214-2022-3-3-204-219

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Глушков В.М. Современные проблемы научного управления. — Подробнее .

2. Глушков В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. — М.: Статистика, 1975. — 160 с.

3. Глушков В.М. Дисплан — новая технология планирования // Управляющие системы и машины. — 1980. — №6. — С. 5–10.

4. Теслер Г.С. Наследие академика В.М. Глушкова // Математические машины и системы. — 2003. — №2. — С. 6–11.

5. Полторацкая Т.Б. Теория академика В.М. Глушкова и информационные технологии в практике современного управления // Научный журнал НИУ ИТМО. — Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2014. — №2(17). — С.8.

6. Marshev V.I. (2021). History of Management Thought. Genesis and Development from Ancient Origins to the Present Day. Luxemburg: Springer, 710 p.

7. Маршев В.И., Неизвестный С.И. Развитие взглядов на компетентности управленцев в России: прошлое и настоящее // Управленческие науки. — 2022. — Т.12. — №1. — С. 79–95.

8. Степанова Л. Стандарт PMI PMBOK — что нужно знать для управления проектами. — Подробнее .

9. GAPPS. Рамочные стандарты практической компетентности проектных менеджеров категорий GL1 и GL2. — Подробнее

10. Bushuyev S., Khusainova M., Murzabekova S. (2021). «Project management SMARTification driving by digital footprint». Proceedings of the 32nd IPMA World Congress Project Management in the Digital Transformation Era, September 21–23. Saint Petersburg, Russia.

11. Пискун Е.И., Нижегородцев Р.М. Концепции открытых, закрытых и приоткрытых инноваций: управление цепочкой создания ценности // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2016. — №3. — С. 118–125.

12. Farson R. (1997). Management of the Absurd: Paradoxes In Leadership. New York: Touchstone Books, 176 p.

13. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века, заявил Герман Греф. — Подробнее .

14. Полякова Ю., Мязина Е. Зачем Сбербанку собственный университет стоимостью больше 10 млрд руб. — Подробнее .

15. Греф раскритиковал российское высшее образование. — Подробнее .

16. Сертифицированные организации. — Подробнее .

17. The Bologna Process and the European Higher Education Area. — Подробнее .

18. Valila V. et al. (2008). «How to find the project managers for big projects?» Proceedings of the 22-th IPMA World Congress, November, 8–11. Roma, Italy.

19. Bushuev S., Bushuev D., Neizvestny S. (2020). «Convergence and hybridization of project management methodologies». Scientific Journal of Astana IT University, Vol. 2(2), pр. 86–101. — DOI: 10.37943/AITU.2020.22.12.008.

20. Neizvestny S.I., Chekanov I.R. (2019). «Experience in the organization of the scientific club of the department of information technologies of Russian state social university «Future technologies of digital society». Contemporary Problems of Social Work, Vol. 5(1), pр. 52–58.

21. Guriev S. (2008). «At least my friends are not in Bologna...» The New Times, No. 22, pр. 5–6.

22. Кучмезов Х.Х., Неизвестный С.И. Формирование компетенций менеджеров в области управления портфелем проектов предприятия // Открытое образование. — 2022. — Том26. — №2. — С. 25–36. — DOI: Подробнее .

23. Неизвестный С.И. Мифы в управлении проектами в России // Управление проектами и программами. — 2020. — №4. — С. 266–274. — DOI: 10.36627/2075-1214-2020-4-4-266-274.

24. Лидеры учат лидеров. — Подробнее .

25. Танака Х. Увеличение гибкости корпоративного предприятия с помощью прикладного управления проектами // Управление проек-тами и программами. — 2022. — №2. — С. 94–115.26. Yaroshenko F.A., Bushuev S.D., Tanaka H. (2011). Management of Innovative Projects and Programs on the Basis of Knowledge P2M. Киев: Саммит-Книга, 268 p.

27. A Guidebook of Project & Program Management for Enterprise Innovation (2005). — Подробнее .

28. Танака Х. Фронетическое лидерство в управлении проектами // Управление проектами и программами. — 2022. — №1. — С. 26–36.

29. Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Таксономия как инструмент стратегии // Мир транспорта. — 2012. — Том10. — №2(40). — С. 34–42.

30. Требования IPMA к компетентности профессионалов в управлении проектами, программами и портфелями (4-я версия). — Подробнее .

31. Романова Е.А. Медиация как способ разрешения конфликтов: результаты исследований в зарубежной психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Том5. — №4. — С. 391–392.

32. Patanakul P., Curtis A., Koppel B. (2012). What Is Effectiveness in Project Portfolio Management? — Подробнее .

33. Arsanjani M.A., Ershadi M. (2021). «Avenues to improving the effectiveness of project portfolio management in the construction industry». International Journal of Management Science and Engineering Management. — Подробнее .

34. Voehl C.F., Harrington H.J., Ruggles W.S. (2015). Effective Portfolio Management Systems. Boca Raton: CRC Press, 190 р.

35. Hyvan I. (2014). «Project portfolio management in a company strategy implementation, a case study». Procedia — Social and Behavioral Sciences, Vol. 119, pp. 229–236.

36. Mazhei K., Lukianov D. (2019). IPMA DELTA® Model In Adaptation for Determining Organization Needs In Using Project, Program and Portfolio Management Methods. — Подробнее .

37. Неизвестный С.И., Неизвестный Н.С., Шешуков М.А. Применение конвергентных технологий управления в программах проектов высокой неопределенности целеполагания. Формирование компетентности целеполагания // Управление проектами и программами. — 2020. — №61. — С. 6–21.

38. Алтухова Н.Ф., Васильева Е.В., Деева Е.А., Дорофеев А.Н., Неизвестный С.И., Точилкина Е.Т. Лид-менеджмент: Монография / Под общ. ред. Е.В. Васильевой и С.И. Неизвестного. — М.: КНОРУС, 2022. — 446 с.

39. Tart Ch. (1972). Altered States of Consciousness. New York: Doubleday, 589 p.

40. Неизвестный С.И., Черных Н.В. Роль измененных состояний сознания при принятии решений в менеджменте (часть 1) // Управление проектами и программами. — 2012. — №1. — С. 56–65.

41. Warrier V. et al. (2017). «Genome-wide meta-analysis of cognitive empathy: heritability, and correlates with sex, neuropsychiatric conditions and cognition». Molecular Psychiatry, Vol. 6, pp. 1–8. — DOI: 10.1038/MP.2017.122.

42. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. — М.: АСТ, 2007. — 383 с.

43. Agostini A., Torras C., Wörgötter F. (2017). «Efficient interactive decision-making framework for robotic applications». Artificial Intelligence, Vol. 247, pр. 187–212. —Подробнее .

44. Hew P.C. (2014). «Artificial moral agents are infeasible with foreseeable technologies». Ethics Information Technologies, Vol. 16(3), pр. 197–206.

45. How COVID-19 Has Pushed Companies Over the Technology Tipping Point — and Transformed Business Forever. — Подробнее . 46. Kavathatzopoulos I., Asai R. (2013). Can Machines Make Ethical Decisions? — Подробнее .

47. Alaieri F., Vellino A. (2022). Ethical Decision Making in Robots: Autonomy, Trust and Responsibility. — Подробнее .

Неизвестный Сергей Иванович

Неизвестный Сергей Иванович
д. т. н.
профессор

Профессор Российского государственного социального университета.

г. Москва

Другие статьи автора 20