Аутсорсинговые участки сетей МНК как каналы диффузии инноваций: экономический и геополитический аспекты
Черенков В.И., Марьяненко В.П.

Аннотация

Cтатья посвящена механизмам и последствиям пространственно-временной диффузии инноваций в пределах глобальных производственно-маркетинговых сетевых структур, ядром которых являются МНК. Авторы представляют сетеобразование как основной структурно-организационный признак современной экономики и доказывают, что аутсорсинговая мутация МНК приводит к переносу на ≪периферию≫ мировой экономики не только вещного, но и интеллектуального производства, вследствие чего можно прогнозировать геополитически изменения.

Содержание

Базовые механизмы сетеобразования в современном бизнесе;

Экстернализация хозяйственной деятельности МНК в свете концепции "глобальной фабрики";

Геополитический аспект глобального инновационного аутсорсинга МНК;

Ключевые слова: аутсорсинг, бизнес-сеть, геополитика, глобальная фабрика, диффузия инноваций, кластер, мезоэкономика, моноцентрический мир, Китай, офшоринг, полицентрический мир, сеть, спилловер инноваций, трансфер инноваций
Журнал: «Менеджмент инноваций» — №4, 2009 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 11.
Кол-во знаков: около 26,571.

1. Китай наладил серийное производство нелегальных копий российских вооружений // Открытая электронная газета Forum,msk.ru. — Подробнее .

2. Марьяненко В.П. Антиципирование инновации как важнейшее условие формирования проактивных инновативных стратегий // Вестник Тамбовского Госуниверситета. — 2008. — №3.

3. Марьяненко В.П. Модернизация российской экономики: 4И-парадигма нового этапа // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в 21 веке. Научная сессия ППС, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2007 г. Март — май 2008 г.: Сборник лучших докладов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

4. Марьяненко В.П. Сетевой подход к изменениям диффузии инноваций в контексте концепции глобальной фабрики // Экономика и управление. — 2008. — №3.

5. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. — М., 2001.

6. Мрачная картина мира // Ведомости. — 2009. — 23 апреля. — №73(2343).

7. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. —

2003. — Вып. 3 (№24).

8. Сингер А. Гиперконкуренция // Информационные технологии в бизнесе. — СПб.: Питер, 2002.

9. Чезборо Г.У., Тис Д.Дж. Организационные формы инноваций: когда виртуальная корпорация эффективна? // Российский журнал менеджмента. — 2003. — №1. — Том 1.

10. Черенков В.И. Условия и движущие силы глобализации международного бизнеса // Проблемы глобализации мировой экономики. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

11. Черенков В.И. Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. — 2004. — Вып. 2. (№16).

12. Черенков В.И., Толстобров М.Г. Модель глобального трансфера инноваций как инструмент интернационализации российского малого высокотехнологичного бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. — 2007.

13. Черенков В.И., Толстобров М.Г. Стратегия российского высокотехнологичного малого предприятия в системе международного трансфера инноваций // Инновации. — 2006. — №3(90).

14. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E.W. (2004). The Cluster Policies Whitebook. IKED.

15. Balfour F., Roberts D. (2003). «China's dream team». Business Week, September 1.

16. Buckley P.J. (2007). The Global Factory: An Overview and Introduction. Centre for International Business, University of Leeds (CIBUL), Leeds University Business School.

17. Camarinha-Matos L.M., Afsarmanesh H. (2005). «Brief historical perspective for virtual organizations». In: Virtual Organizations:Systems and Practices, Springer, Boston, pp. 3-10.

18. Chesbrough H.W., Teece D.J. (1996). «When is virtual virtuous? Organizing for innovations Harvard Business Review, January — February.

19. China: The World's Factory Floor. — Подробнее .

20. Ernst D. Beyond the «Global Factory» Model Innovative Capabilities for Upgrading China's IT Industry. East-West Center, Honolulu. —Подробнее .

21. Ernst D. The New Geography of Innovation — Asia's Role in Global Innovation Networks. — Подробнее .

22. Ford D. (1998). Managing Business Relationships. John Wiley & Son, Chichester, etc.

23. Grunwald J., Flamm K. (1986). «The global factory: foreign assembly». International Trade Journal of International Business Studies, Vol. 17, No. 2 (Summer).

24. Greising D., O'Neal M. (2005). «The global factory: to build a better plane, Boeing gives up its historic rigid control and creates an assembly line that stretches worldwide». Tribune, February 23. — Подробнее .

25. Holland S. (1975). The Socialist Challenge. London.

26. Lacity M.C., Willcocks L.P., Feeny D.E. (1998). «IT outsourcing: maximize flexibility and control». Harvard Business Review, Vol. 73(3).

27. Maier R. (2002). Knowledge Management Systems: Information and Communication Technologies for Knowledge Management. Springler-Verlag Berlin, Heidelberg, p. 121.

28. Patel A.B., Aran H. (2005). Outsourcing Success: The Management Imperative. Palgrave Macmillan, Basingstoke, рp. 12-13.

29. Porter M.E. (1990). The Competitive Advantage of Nations. London, Macmillan.

30. Senge Р.М. (1992). The Fifth Discipline. The Art & Practice of The Learning Organization. Century Business, London.

31. Understanding Business Markets: Interaction, Relationships and Networks (1997). The Dryden Press, London, etc.

32. Willcocks L.P. (2001). Reducing the Risks of Outsourced IT/ Mastering Global Business. FT Mastering, London.

33. Сайт API Outsourcing. —Подробнее .

Марьяненко Виктор Павлович

Марьяненко Виктор Павлович
кандидат экономических наук

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Санкт-Петербург

Другие статьи автора 2

Черенков Виталий Иванович

Черенков Виталий Иванович
доктор экономических наук

Профессор кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Санкт-Петербург

Другие статьи автора 5