Смысловая навигация по сложным экономическим нарративам
Киселев В.Д.

Аннотация

В статье поставлены два исследовательских вопроса: существуют ли для сложных экономических нарративов необходимые и достаточные наборы классификаций, позволяющие идентифицировать присутствующие в общедоступных текстах скрытые смыслы, дефекты, виды психологической защиты, не осознаваемые авторами текстов, и можно ли при помощи представленных к рассмотрению классификаций генерировать экономические нарративы, улучшать их качество и адекватность внешним вызовам?

Содержание

1
Введение

3
Таблица 1. Виды ресурсов

4
Рис. 1. Схема развития высших психических функций

5
Рис. 2. Взаимосвязь терминов «идентичность», «экстериоризация», «интериоризация», «порог профессионализма», «свертывание», «психологическая защита» и «сложность системы»
Результаты информационной деятельности

6
Рис. 3. Позиционирование термина «психологическая защита» на классической концептуальной модели взаимосвязи терминов «фрустрация» и «агрессия»

8
О классификациях типов документов для сбора, упаковки и распаковки информации

9
Анализ корректности и полноты собранной информации

10
Рис. 5. Классификация, используемая для анализа корректности и полноты собранной информации об исследуемой сущности

12
Таблица 2. Пример применения классификации к реформам Александра II и всем описывающим их текстам

13
Таблица 2. Пример применения классификации к реформам Александра II и всем описывающим их текстам
Таблица 3. Пример применения классификации: документ об образовании

14
Организация психологических барьеров (защиты)

15
Рис. 6. Обобщенная структура кейкиса

16
Рис. 7. Формат карты суботрасли

17
Рис. 8. Паттерн для текста

18
Рис. 9. Отношения «читатель — автор»
Рис. 10. Архитектоника психологической защиты

19
Проявление видов защиты в экономических текстах (нарративах)

20
Таблица 4. Первичные защитные механизмы
Время в нарративе, специфическое для естественных экономических систем разных уровней

21
Таблица 5. Вторичные защитные механизмы

23
Рис. 11. Фрагмент концептуальной модели для «семантической машины»

25
Рис. 12. Психологическое время нарратора (субъектное и субъективное)

26
Таблица 6. Матрица оценки индивидуального времени для субъекта А (Обломов) относительно субъекта Б (Штольц)
Заключение

29
Литература

Ключевые слова: неопределенность, экономический нарратив, навигация по целям, ценностям, метрическим и неметрическим пространствам, искажения, сложная система, Big Datа, «семантическая машина» для субрынка «нейросемантика», коммерциализация инновации, ситуационный центр
Журнал: «Менеджмент инноваций» — №3, 2015 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 29.
Кол-во знаков: около 34,872.

1. Аганбегян А.Г. Шесть шагов, необходимых для возобновления социально-экономического роста и преодоления стагнации, рецессии и стагфляции // Деньги и кредит. — 2015. — №2. — С. 7–13.

2. Аганбегян А.Г., Ивантер В.В. Текущая экономическая ситуация в России: траектория развития и экономическая политика // Деньги и кредит. — 2014. — №11. — С. 3–10.

3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. — М.: Наука, 1983.

4. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений в 14-ти томах. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1929–1959.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 2000.

6. Дуканич Л.В., Коробейникова С.В. Процессно-ориентированный подход в управлении бизнес-образованием: опыт применения // Высшее образование. — 2013. — №5. — С. 119–123.

7. Емельянов Е.Н., Поворницина С.Е. Психология бизнеса. — М.: Армада, 1998.

8. Жмуров Д.А., Киселев В.Д., Пронин П.Г. Кейкис «Можно ли отличить шантаж от заблуждения» // Менеджмент качества. — 2014. — №4. — С. 316–333.

9. Киселев В.Д. Инструментарий описания слабо формализованных проблемных и рисковых ситуаций // Проблемы анализа риска. — 2010. — Том7. — №1. — С. 50–88.

10. Киселев В.Д. Кейкис «Хорошее начало — половина дела» // Менеджмент инноваций. — 2014. — №3. — С. 169–181.

11. Киселев В.Д. Открытая библиотека российских кейсов (на базе технологической платформы «Кейкис»). На пути в мировое хозяйство / Под ред. Л.И. Евенко и Н.Н. Карповой. — Выпуск XI. — М.: Граница, 2013. — 280 с.

12. Киселев В.Д. Оценка динамики изменения ресурсного потенциала проекта, сути актуальных проблем и способов их преодоления // Менеджмент инноваций. — 2015. — №2. — С. 134–155.

13. Киселев В.Д. Российские кейсы в жанре кейкис // Маркетинг услуг. — 2014. — №1. — С. 22–48.

14. Киселев В.Д. Смысловой драйвинг по целям и ценностям, заявленным клиентом // Стратегический менеджмент. — 2015. — №3–4. — С. 226–246.

15. Киселев В.Д., Аверин Д.В. Кейкис «Отношения или механизмы, семья или компания» // Управление корпоративной культурой. — 2014. — №3. — С. 220–230.

16. Киселев В.Д., Бартунова А.О. Кейкис «Фандрайзинг без страха и страховки» // Маркетинг услуг. — 2014. — №2. — С. 100–108.

17. Киселев В.Д., Бестолков В.И. Кейкис «Недопущение дальнейшего падения спроса» // Промышленный и b-2-b маркетинг. — 2014. — №3. — С. 202–215.

18. Киселев В.Д., Волкова А.Б. Кейкис «Позиционирование общекорпоративного интернет-ресурса» // Интернет-маркетинг. — 2014. — №5. — С. 320–328.

19. Киселев В.Д., Зуенкова Ю.А. Кейкис «Налаживание сети прямых продаж для сохранения маржинальности». Разбор кейкиса // Управле-ние продажами. — 2014. — №5. — С. 284–301.

20. Киселев В.Д., Попова О.В. Кейкис «Могут ли амбиции руководителя победить его некомпетентность?» // Управление корпоративной культурой. — 2015. — №3. — С. 208–222.

21. Киселев В.Д., Сотникова М.Н. Кейкис «Баланс между полномочиями и компенсациями» // Маркетинг и финансы. — 2014. — №2. — С. 136–148.

22. Киселев В.Д., Сыпабеков С.Ж. Кейкис «Матрица: перезагрузка» // Маркетинг услуг. — 2014. — №3. — С. 36–45.

23. Кудрин Б.И. Два открытия: явление инвариантности структуры техноценозов и закон информационного отбора. Выпуск44. Ценологи-ческие исследования. — М.: Технетика, 2009.

24. Мак-Вильямс Н. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процес-се. — М.: Класс, 1998.

25. Мау В., Улюкаев А. Глобальный кризис и тенденции экономического развития // Вопросы экономики. — 2014. — №11. — С. 4–24.

26. Мейен С.В., Шрейдер Ю.А. Методологические аспекты теории классификации // Вопросы философии. — 1976. — №12. — С. 67–79.

27. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — М.: Речь, 2006.

28. Пронин Э.А. Основы социального государства. — М.: Экслибрис-Пресс, 2013.

29. Родоман Б.Б. Научные географические картоиды // Географический вестник (Пермь). — 2010. — №2. — С. 88–92.

30. Тарасенко В.В. Методология моделирования синергетических субъект-субъектных взаимодействий: подход, основанный на совмеще-нии компьютерного моделирования с деловой игрой. — М.: ИФРАН, 2007.

31. Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Психологические приемы допроса обвиняемого // Вопросы психологии. — 1966. — №6. — С. 111–122.

32. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

33. Чебанов С.В. Внутренние и внешние системы в теории классификации // Системные исследования. — М.: Наука, 1980. — C. 140–146.

34. Чебанов С.В. Единство теоретизирования о способах упорядочивания // Теория и методология биологических классификаций. — М.: Наука, 1983. — C. 18–28.

35. Чебанов С.В. Теория классификаций и методика классифицирования // Научно-техническая информация. Серия2. Информационные процессы и системы. — 1977. — №10. — С. 1–10.

36. Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003.

Киселев Владимир Дмитриевич

Киселев Владимир Дмитриевич

Доктор делового администрирования, консультант по организационным изменениям, преподаватель факультетов ИГСУ и ВШКУ в РАНХиГС при Президенте РФ, член Гильдии маркетологов.

г. Москва

Другие статьи автора 23