Методика внедрения корпоративного форсайта на крупном промышленном предприятии на примере компании Michelin (часть 1) 
Барыкин А.Н., Субботина Е.В.

Введение;
Актуальность работы;
Обзор литературы по теме;
Понятие «форсайт» и история развития форсайта;
Цели корпоративного форсайта;
Виды форсайта;
Существующие теоретические модели;
Методология форсайта. Другие инструменты определения приоритетов инновационного развития коммерческой организации;
Сравнение форсайт-метода с альтернативными инструментами;
Промежуточные выводы;

Ключевые слова: промышленные предприятия, корпоративный форсайт, инновационное развитие, активное управление инновациями

Аннотация

Корпоративный форсайт, как разновидность активного прогноза является инструментом, позволяющим одновременно проверить вероятность реализации определенного сценария развития событий и создать условия для того, чтобы фирма могла действовать на опережение. Авторы статьи обобщают разрозненные теоретические знания и имеющиеся практические примеры в области корпоративного форсайта, чтобы выработать модель проекта грамотной разработки и оценки эффективности его проведения в приложении к инновационной деятельности производственной компании.

Журнал: «Менеджмент инноваций» — №3, 2011 (© Издательский дом Гребенников)
Объем в страницах: 21
Кол-во знаков: около 44,547
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

1. Абакумова Н.В., Клеянкина М.С. Инновационный менеджмент в металлургии: Учеб. пособ . - Новокузнецк: СибГИУ, 2005 . - 270 с.

2. Бойкова М.В., Салазкин М.Г. Форсайт в Германии // Форсайт . - 2008 . - №1 . - С. 60–69.

3. Воронов Ю.П. Форсайт как инструмент / Под ред. В.И. Суслова . - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010 . - 212 с.

4. Гохберг Л.М. Новые тенденции в российской практике форсайт-исследований // Форсайт . - 2009 . - №3 . - С. 5.

5. Де Гиус А. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде . - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004 . - 224 с.

6. Дуб А.В., Шашнов С.А. Инновационные приоритеты в энергетическом машиностроении: опыт отраслевого Форсайта // Форсайт . - 2007 . - №3 . - С. 4–11.

7. Игами М., Оказаки Т. Современное состояние сферы нанотехнологий. Анализ патентов // Форсайт . - 2008 . - №4 . - С. 22–31.

8. Кинэн М. Технологический Форсайт. Международный опыт // Форсайт . - 2009 . - №3 . - С. 60–67.

9. Клейтон Э. Технологические дорожные карты: инструменты для развития // Форсайт . - 2008 . - №3 . - С. 68–74.

10. Кукушкина С.Н. Метод Дельфи в Форсайт - проектах // Форсайт . - 2007 . - №1 . - С. 68–72.

11. Минкс Э., Бельке Э. Мыслить категориями многовариантного будущего // Форсайт . - 2008 . - №4 . - С. 4–8.

12. Нужен ли России foresight (форсайт - «взгляд вперед »). - Подробнее .

13. Овчинников С.Г., Черняховский Б.П., Смоляренко В.Д. Инновации - основа развития металлургии . - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008 . - 163 с.

14. Перани Дж., Сирилли С. Бенчмаркинг инновационной деятельности европейских стран // Форсайт . - 2008 . - №1 . - С. 4–15.

15. Перспективы форсайта безграничны // Форсайт . - 2007 . - №1 . - С. 27.

16. Повышение конкурентоспособности металлургических и машиностроительных предприятий. Качество, энергоэффективность и экологическая безопасность в условиях кризисных процессов в экономике: Сборник докладов . - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009 . - 188с.

17. Попов С.В. Корпоративный форсайт и конкурентная разведка . - Подробнее .

18. Продукт wild-card . - Подробнее .

19. Руфф Ф. Кризис роста и погоня за улучшениями: вызовы для инноваций и маркетинга // Форсайт . - 2007 . - №2 . - С. 22–26.

20. Салазкин М.Г. Остаться на вершине: опыт компании Johnson & Johnson // Форсайт . - 2007 . - №1 . - С. 34–37.

21. Серегина С.Ф., Барышев И.А. Закономерно ли появление Форсайта? // Форсайт . - 2008 . - №2 . - С. 4–12.

22. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт . - 2007 . - №1 . - С. 8–16.

23. Соколов Д.В., Юркан Е.И. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики . - 2007 . - №4.

24. Технологии предвидения будущего: от сложного к простому . - Подробнее .

25. Третьяк В.П. Структура Форсайта . - Подробнее D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0&l10n=ru &mime=doc&sign=47730e83dd19b36dabc0568c37db15cc&keyno=0.

26. Феофанов К.А. О сценарном подходе к прогнозированию . - Подробнее .

27. Фурсов К.С., Вуколов Н.Н. Форсайт, дорожные карты и индикаторы в области нанотехнологий и наноиндустрии. Международный форум по нанотехнологиям // Форсайт . - 2009 . - №1 . - С. 69–77.

28. Чудаков Ф.И. Механизм формирования и управления инновационным потенциалом промышленного предприятия (на примере предприятий цветной металлургии Свердловской области): Автореферат дис. канд. экон. наук . - М., 2003.

29. Чулок А.А. Прогноз перспектив научно-технологического развития ключевых секторов российской экономики. Будущие задачи // Форсайт . - 2009 . - №3 . - С. 30–36.

30. Alsan A., Oner M.A. (2003). «An integrated view of foresight: intergrated foresight management model». Foresight, Vol. 5, No. 2, pp. 33–45.

31. Andersen P.D., Borup M., Borch K., Kaivo-oja J., Eerola A., Finnbjornsson T., Overland E., Eriksson E.A., Malmer T., Molleryd B.A. (2007). Foresight in Nordic Innovation Systems . - Подробнее .

32. Armstrong J.S. (2005). «The forecasting canon: nine generalizations to improve forecast accuracy». Foresight, The International Journal of Applied Forecasting, Vol. 1, Iss. 1, June, pp. 29–35.

33. Becker P. (2002). Corporate Foresight in Europe: a First Overview . - ftpПодробнее .

34. Bruce E.B., Barton G. (2010). «Tretheway Scenario-planning power for unsettled times». Associations Now, February, pp. 31–35.

35. Chermack T.J. (2006). «Assessing the quality of scenarios in scenario planning». Futures Research Quarterly, Winter, pp. 23–35.

36. Cuhls K., Johnston R. (2008). «Corporate foresight». In: Cagnin C. et al. (eds.). Future-Oriented Technology Analysis. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag.

37. Daheim C. (2009). Corporate Foresight. How to Organize, Run and Manage a Corporate Foresight Exercise. Examples and Experiences . - Подробнее .

38. Daheim C., Uerz G. (2006). Corporate Foresight in Europe. Ready for the Next Step ? - Подробнее .

39. Daheim C., Uerz G. (2008). «Corporate foresight in Europe: from trend based logics to open foresight». Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 20, No. 3, pp. 321–336.

40. Dasgupta S., Sanyal D. (2009). «Bridge to the future: connect your strategies in an interconnected world». Foresight, Vol. 11, No. 1, pp. 81–93.

41. Fontela E., Guzman J., Perez M. and Santos F.J. (2006). «The art of entrepreneurial foresight». Foresight, Vol. 8, Iss. 6, pp. 3–13.

42. Hamel G., Prahalad C.K. (1994). «Seeng the future first». Fortune, Vol. 130, No. 5, pp. 64–68.

43. Harrald J.R., Mazzuchi T. (1993). «Planning for success: a scenario-based approach to contingency planning using expert judgment». Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 1, No. 4, pp. 189–198.

44. Jemala M. (2010). «Evolution of foresight in the global historical context». Foresight, Vol. 12, No. 4, pp. 65–81.

45. Keenan M., Popper R. (2008). «Comparing foresight «style» in six world regions». Foresight, Vol. 10, No. 6, pp. 16–38.

46. Linstone H.A. (2002). «Corporate planning, forecasting, and the long wave». Futures, Vol. 34, No. 3–4, pp. 317–336.

47. Looking ahead: scenarios . - Подробнее .

48. Michelin . -Подробнее .

49. Muller A. (2006). Strategic Foresight in Companies. An International Survey on Trends and Futures Research Processes. Unpublished paper.

50. Ogilvy J. (2005). Scenario planning, art or science? World Futures: The Journal of General Evolution, Vol. 61, No 5, pp. 331–346.

51. Pfeifer S. (2001). A question of time: do economists and strategic managers manage time…? Management, Vol. 6, No 1–2, pp. 89–105.

52. Piirainen K., Lindqvist A. (2010). «Enhancing business and technology foresight with electronically mediated scenario process». Foresight, Vol. 12, No 2, pp. 16–37.

53. Popper R. (2009). Mapping Foresight – Revealing how Europe and Other World Regions Navigate into the Future. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

54. Postmaa T.J.B.M., Liebl F. (2005). «How to improve scenario analysis as a strategic management tool?» Technological Forecasting & Social Change, Vol. 72, Iss. 1, pp. 161–173.

55. Ratcliffe J.S. (2003). «Scenario planning: an evaluation of practice». Futures Research Quaterly, Winter, pp. 5–25.

56. Ratcliffe J.S. (2006). «Challenges for corporate foresight: towards strategic prospective through scenario thinking». Foresight, Vol. 8, No. 1, pp. 39–54.

57. Rohrbeck R. (2007). Innovating for the Future. The Roles of Corporate Foresight in Innovation Management . - Подробнее .

58. Rohrbeck R., Gemunden H.G. (2010). «Corporate foresight: its three roles in enhancing the innovation capacity of a firm». Technological Forecasting and Social Change, No. 78 (2), pp. 231–243.

59. Scenario planning reconsidered (2000). Harvard Management Update, September, pp. 4–6.

60. Schwarz J.O. (2006). The Future of Futures Studies: A Delphi Study with a German Perspective. Aachen: Shaker.

61. Schwarz J.O. (2006). German Delphi on Corporate Foresight. Foresight Brief No. 078, The European Foresight Monitoring Network.

62. Schwarz J.O. (2009). «Business wargaming: developing foresight within a strategic simulation». Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 21, No. 3, pp. 291–305.

63. Sparrow O. (2008). «Beyond strategy: management style for the knowledge economy». Foresight, Vol. 10, No. 2, pp. 3–6.

64. Stauffer D. (2002). «Five reasons why you still need scenario planning». Harvard Management Update, June, pp. 3–5.

65. Steinmuller K. (2007). Corporate Foresight - Experiences, Insights and its Relation to Policy Foresight. Z_punkt The Foresight Company, Correspondents’ day.

66. The Foresight Process: Futures Studies and Scenario Planning. September - October 2010, pp. 65–67.

67. Tucker K. (1999). «Scenario Planning. Visualising a broader world of possibilities can help associations anticipate and prepare for change». Association Management, April, pp. 70–76.

68. UNIDO Technology Foresight Manual. Vol. 1. Organization and Methods. (2005). Vienna: UNIDO.

69. Van der Duin P. (2006). Qualitative Futures Research for Innovation. Delft: Eburon Academic Publishers.

70. Vecchiato R., Roveda C. (2010). «Foresight in corporate organizations». Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 22, No. 1, pp. 99–112.

71. Von der Gracht H.A., Vennemann C.R., Darkow I.L. (2010). «Corporate foresight and innovation management: a portfolio-approach in evaluating organizational development». Futures, No. 42, pp. 380–393.

Барыкин Алексей Николаевич

Барыкин Алексей Николаевич
к. э. н.
доцент

Партнер GRT Consulting, доцент Российского университета транспорта (МИИТ).

г. Москва

Другие статьи автора 23

Субботина Елена Владимировна

Субботина Елена Владимировна

Стажер-исследователь Центра проектных исследований (ЦПИ) Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Москва

Другие статьи автора 3